614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

Ветры перемен

дата публикации: 16 февраля 2017

Краевые парламентарии рассмотрят старую повестку на новый лад

На сегодняшний день запланировано очередное пленарное заседание краевого Законодательного Собрания, на котором планируется рассмотреть около сорока вопросов. Об уровне повестки говорит тот факт, что заседание откроется утверждением кандидатур на должности мировых судей, а большую часть дня депутаты будут «делить водокачки», узаконивая разграничение имущества между районами и поселениями. И во всей повестке нашлась лишь пара-тройка содержательных вопросов, которые вызовут дискуссии и так или иначе повлияют на жизнь населения. И хотя они были внесены в парламент еще при предыдущем губернаторе, но рассматриваться будут уже в новых реалиях. То, что отвергалось вчера по политическим соображениям, сегодня принимается почти на ура. Но старая повестка с новыми трендами на полемику в самом парламенте сильно не повлияла. Обсуждение законопроектов на парламентских комитетах, которые традиционно прошли накануне пленарки, было живым и конструктивным.

РАДИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ

То, о чем в конце прошлого года рапортовали депутаты Госдумы от Пермского края, случилось. В рамках федерального проекта «Городская среда и благоустройство» нашему региону выделены субсидии: 427,3 миллиона на мероприятия по формированию комфортной городской среды и 11,7 миллиона на обустройство городских парков. Что касается городской среды, то планируется финансировать мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе обеспечение освещения, установку скамеек, урн для мусора и так далее. А обустройство городских парков и центральных улиц планируется проводить в городах с численностью до 250 тысяч человек.

Но, разумеется, деньги выделяются не просто так, а на определенных условиях. В связи с чем правительству пришлось спешно готовить изменения в закон «О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Как доложил на комитете по развитию инфраструктуры первый вице-премьер Владимир Рыбакин, необходимо в срок до 1 марта заключить официальное соглашение с федеральным оператором о предоставлении субсидии из федерального бюджета. Требование для получения субсидии - предоставление выписки из закона о бюджете на текущий год с подтверждением софинансирования проектов из региональной казны. Ради того чтобы показать федералам свою часть софинансирования, правительству пришлось прибегнуть к различным ухищрениям по переносу денег внутри различных бюджетных статей. В результате чего доходы и расходы краевого бюджета предлагается увеличить почти на 137 миллионов рублей.

Когда речь идет о получении федеральных субсидий и необходимости предусмотреть в бюджете средства на софинансирование, то народные избранники всегда за. Ведь любые федеральные деньги воспринимаются как манна небесная. А когда говорят: если документы не будут предоставлены в срок, то деньги уйдут другим регионам, - тогда народные избранники готовы собираться хоть ночью, чтобы ратифицировать эти соглашения. Однако даже на такой благодатной почве все равно возникают вопросы. Только связаны они не с процедурой получения федеральной субсидии, а с ее распределением по территориям. Тем более что Владимир Рыбакин обмолвился про то, что средства будут распределяться по муниципалитетам в рамках неких конкурсных процедур и опять же на условиях софинансирования.

- У меня сразу несколько вопросов, - выступал депутат Александр Шицын, в недавнем прошлом глава Александровского района. - Когда будет дан старт заявочной кампании муниципалитетов? Какой процент софинансирования для муниципалитетов будет установлен? Это очень важные темы, потому что муниципалитетам тоже надо внести изменения в бюджеты, выделить необходимые средства, подготовиться к конкурсам...

И Владимир Ильич ответил, что глав муниципалитетов собирали в прошлую пятницу. Им выдана вся документация, обозначены сроки. Они работают, потому что деньги на территории придут и впрямь неплохие. Что же касается уровня софинансирования, то к такому вопросу вице-премьер почему-то оказался не готов. Заявил, что решение еще не принято и что параметры софинансирования будут отработаны в тестовом режиме на нескольких населенных пунктах. А потом Владимир Рыбакин пошел еще дальше. Вспомнил про Пермь, где на благоустройство в местном бюджете уже заложено 200 миллионов рублей, а значит, им могут добавить за счет федеральной субсидии еще в пределах 150200 миллионов. То есть софинансирование будет относительным: у кого деньги уже заложены, тем добавят еще больше. Ну а туда, где не успеют заложить и не подготовятся к конкурсам, не придет ничего. И эти средства вновь можно будет распределить среди тех, кто успешно работает в этих проектах.

Впрочем, на сегодняшней пленарке дискуссия будет продолжена. Понятно, что законопроект поддержат. Но депутатов все равно смущают три момента. Во-первых, не установлены сроки для муниципалитетов по подаче заявок на конкурсы. Во-вторых, не определена доля софинансирования проектов из бюджетов муниципалитетов. В-третьих, на эти субсидии не могут претендовать те дворы, которые относятся к законопослушным ТСЖ, отмежевавшим земельные участки и оформившим их как собственность. Отсутствие всей этой конкретики опять относит регион назад ко временам предыдущего губернатора, когда большинство финансовых вопросов в отношении муниципалитетов решалось, что называется, по понятиям.

ЗЕМЛЯ ДЛЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

А на комитете по социальной политике рассматривались изменения в закон «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». Их инициировали депутаты Дарья Эйсфельд, Александр Третьяков и Татьяна Шестакова. Еще вчера этот законопроект независимо от его содержательной части был обречен, поскольку этих народных избранников относили к оппонентам губернатора Виктора Басаргина. Со сменой руководителя региона все политические моменты обнулились. И к инициативам вчерашней оппозиции стали относиться совсем по-другому.

Как рассказала на комитете Дарья Эйсфельд, закон о предоставлении земельных участков для многодетных семей реализуется в Пермском крае с 2012 года. По данным на 1 января 2016 года, паи получили более восьми тысяч семей, воспитывающих троих и более детей. Это более 55 процентов из тех, что стояли на учете. Закон востребован. Но дети, бывшие на момент получения участка несовершеннолетними, постепенно вступают во взрослую, самостоятельную жизнь. Некоторые из них уже сами стали многодетными родителями и теперь сталкиваются со сложностями в получении региональной меры поддержки.

- По закону многодетная семья вправе претендовать на получение бесплатного земельного участка один раз, - поясняла Дарья Александровна. - При этом оформляется он в общедолевую собственность. Таким образом, все члены многодетной семьи независимо от возраста числятся получателями льготы. А значит, не могут претендовать на получение земли, даже если сами в дальнейшем станут родителями троих и более детей. Дабы исключить эту несправедливость, мы предлагаем предоставлять несовершеннолетним членам многодетных семей право на получение земельного участка после достижения ими совершеннолетнего возраста при условии соблюдения прочих требований, указанных в законе...

Надо сказать, что этот законопроект, который защищает интересы «второго поколения многодетных семей», был поддержан представителями разных фракций и депутатских групп. Поддержали его и на профильном комитете по социальной политике. Более того, если эти изменения в базовый закон будут поддержаны на сегодняшней пленарке, в чем нет никаких оснований сомневаться, то далее предстоит актуализировать еще ряд законов. Ведь если выходец из многодетной семьи, у которого впоследствии будет своя многодетная семья, сможет претендовать на бесплатный земельный участок, то тогда он может рассчитывать и на альтернативный вариант - квартиру. Ибо «второе поколение многодетных семей» должно иметь те же права, что и «первое поколение». Этот «квартирный закон» еще не принят во втором чтении, поэтому время для отработки всех нюансов там еще есть.

БЮДЖЕТНЫЕ КОРМУШКИ

Также сегодня по инициативе комитета по промышленности, экономической политике и налогам будет рассмотрен проект постановления «О заслушивании информации правительства Пермского края». Речь идет о том, чтобы исполнительная власть отчиталась о том, как она управляет акционерными обществами, где Пермскому краю принадлежат более 50 процентов акций. Ранее такие отчеты больше напоминали разговор слепого с глухим, ибо при прежнем губернаторе краевое правительство тщательно скрывало деятельность этих организаций даже от депутатов. Созданные акционерные общества, в которые были закачаны сотни миллионов бюджетных рублей, никаких ощутимых результатов так и не принесли. Зато позволили отдельным руководителям на протяжении длительного времени пользоваться этими деньгами практически бесконтрольно.

Кстати, судьба одного из таких обществ накануне пленарного заседания обсуждалась на парламентском комитете по развитию инфраструктуры. Речь шла об акционерном обществе «РВ-Пермь», созданном краевым правительством и «Российскими железными дорогами» для проектирования транспортно-пересадочного узла на площадке Перми II. Стороны договаривались внести по 150 миллионов рублей в целях реализации проекта. При этом Пермский край свои обязательства исполнил, а «РЖД» нет. Любопытно, что аудиторы Контрольно-счетной палаты, проводившие проверку этого АО, нашли официальное письмо, в котором руководство «РЖД» сообщало, что участвовать в данном проекте считает нецелесообразным. Поэтому и не удивительно, что общество своей непосредственной задачей не занималось, а выделенные из бюджета края 150 миллионов рублей были использованы неэффективно и с нарушениями.

Как сообщил депутатам инфраструктурного комитета зампредседателя КСП Юрий Скорняков, проверка проходила в условиях воспрепятствования законной деятельности аудиторов со стороны бывшего руководителя общества Алексея Шабалина. В связи с чем этого руководителя дважды привлекали к административной ответственности. Проверяющие долго не могли попасть на предприятие и были вынуждены привлечь к этим мероприятиям краевую прокуратуру. Но даже такими усилиями удалось получить документы только за 2015-й и 2016 годы, а за предыдущие два года их не было.

Итак, аудиторами было установлено, что всего в распоряжении общества находились 175 миллионов рублей, включая 150 миллионов рублей, внесенных в уставный капитал бюджетом, и проценты от размещения этой суммы на банковском депозите. Но на 1 октября 2016 года остаток средств составил 111,3 миллиона рублей, притом что в штате АО числились лишь гендиректор и секретарь на полставки. Понятно, что вопросов к этому обществу очень много. И по расходам на управление, и по поводу 40-миллионной дебиторской задолженности, и так далее. В связи с чем материалы этой проверки направлены в краевую прокуратуру, которая и должна определить, что делать дальше с этими результатами и кого в рамках такого отношения к бюджетным деньгам привлекать и наказывать.

Проверки, подобные той, что прошли в АО «РВ-Пермь», вероятно, необходимо провести во всех обществах, в которые при прежнем губернаторе так серьезно вложился бюджетными деньгами Пермский край. Хотя для начала будет достаточным, если правительство на мартовском пленарном заседании краевого Законодательного Собрания хотя бы рамочно отчитается, чем занимались эти акционерные общества и как распоряжались вложенными в них бюджетными деньгами.

Евгений Плотников, Звезда, №17 (32627), 16 февраля 2017 г.

Вернуться к списку