614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

Мы ждем перемен

дата публикации: 1 апреля 2017

В Губахе состоялось выездное заседание Законодательного Собрания.

На заседании Консультативного совета, состоящего из депутатов Законодательного собрания, представителей Правительства Пермского края и Контрольно-счетной палаты с участием глав муниципалитетов и председателей дум и земских собраний обсудили принципы выравнивания бюджетной обеспеченности на уровне Российской федерации и Пермского края при бюджетном планировании.

В нашем мире, по сложившейся закономерности, есть бедные и богатые. Относится это и к людям, и к муниципальным образованиям. Чтобы соблюсти равенство, существуют принципы и механизмы бюджетного выравнивания. Например, путем выделения дотаций. Таким образом достигается стабильность обеспечения бюджетов районов, и на фоне богатых Перми и Березников тот же Кудымкар не кажется «бедным родственником». С одной стороны - все более или менее равны, но с другой - при выделении дотации, а в случае особо бедных районов и двух, стирается такое понятие, как стимулирование глав на получение больших доходов. Зачем напрягаться, если и так дадут? А дают многим и немалые суммы. По словам заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Юрия Скорнякова, в 142 муниципальных образований или 42% всех территорий Пермского края бюджет на 50% состоит из дотаций. Практика эта сложилась давно и, по мнению депутатов, нуждается в пересмотре.

ЧТО ЗА ЧС ПЛАНИРУЕТСЯ В ОРДЕ?

Как складывается сумма дотации, необходимая тому или иному муниципалитету? Берутся 12 коэффициентов, куда входят такие показатели, как неблагоприятные климатические условия, стоимость предоставления коммунальных услуг для муниципальных учреждений, интегральный риск возникновения чрезвычайных ситуаций и другие, и рассчитывается «материальная помощь». У многих глав и депутатов возникают вопросы относительно достоверности коэффициентов и итоговых расчетов, возникли они и при анализе конкретных примеров. Так, уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций в Березниках в 2016 году составлял 2,605%, а по прогнозу на 2017 год - 1,005%. Снижение наблюдается в Соликамске и Кунгуре, где ранее риски оценивались, как высокие. И парадоксально, что почти на одном уровне с районами, где действительно может случиться ЧС, в 2017 году оказался вполне себе благополучный сельскохозяйственный Ординский район!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА

На заседании Консультативного совета представитель КСП Прикамья внес предложения: пересмотреть перечень корректирующих коэффициентов на предмет актуальности их применения, достоверности расчета, оптимизации (сокращения) их количества, независимости исходной информации; установить законом Пермского края о бюджетном процессе уровень подушевых расчетных налоговых доходов, сверх которого возможно взимание «отрицательных трансфертов»;* утвердить методику расчета вертикальной сбалансированности краевого и местных бюджетов, применяемой при выравнивании муниципальных образований при формировании краевого бюджета и единую Методику расчета стоимости полномочий территорий. Все эти моменты будут обсуждаться на очередном пленарном заседании Законодательного собрания, которое состоится в апреле.

Ульяна Бажанова

Отрицательные трансферты - субсидии, передаваемые из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта РФ.

Дотация - трансферт, который выделяется без каких-либо целевых показателей и не требует софинансирования.

Субсидия - трансферт, который имеет жесткий целевой характер и подразумевает софинансирование.

Комментарии:

Александр Борисов, депутат Законодательного собрания:

- Сегодняшнее заседание Консультативного совета вскрыло проблему непрозрачности дотирования бюджетов в рамках бюджетного выравнивания. Полностью согласен с представителями КСП Пермского края в том, что необходимо уменьшать количество коэффициентов и, кроме того, не должно быть такого, что два муниципальных образования по бюджетной обеспеченности в десятки раз расходятся друг с другом в показателях. Свои предложения по данному вопросу я также обязательно внесу на рассмотрение и считаю, что, безусловно, особое внимание следует обратить на городские округа с формированием в рамках муниципальных районов, таких как Губахинский и Лысьвенский округа, поскольку они не укладываются в общую модель, предусмотренную в Законе №131. На региональном уровне достаточно финансовых инструментов, чтобы компенсировать этим территориям выпадающие доходы. Этим вопросом надо заниматься, потому что территории - перспективные.

Вообще же, обратив внимание на развитие муниципалитетов, Правительству Пермского края удастся выстроить хорошую систему финансового обеспечения, которая будет направлена на стимулирование роста экономических показателей.

Елена Зырянова, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края:

- Механизм выравнивания путем предоставления дотаций - это механизм, который рожден в условиях жесткой экономической необходимости. Радоваться тому, что у территории большие дотации - не совсем здоровый подход к делу и пытаться их увеличивать не совсем правильно. Правительство края и Законодательное Собраниебудут предпринимать меры, которые позволят стимулировать глав к росту собственных налоговых баз, мы будем накладывать на них определенные обязательства при выделении дотаций, и даже будем заменять дотации субсидиями, потому что, если мы хотим повышения эффективности, последнее приоритетнее.

Армен Гарслян, депутат Законодательного собрания Пермского края:

- Хорошо, что подобные заседания проходят на территории. Высокий состав Консультативного совета, приехавший в Губаху, доказывает, что это не дежурный приезд, а обсуждение и конструктивный диалог, направленный на то, чтобы сделать жизнь на территориях лучше. Разные потенциалы муниципальных образований предполагают балансировку обеспеченности бюджетов, но я всегда выступаю за то, чтобы был рычаг стимулирования для более успешной работы. Главы должны понимать: если заработают больше, у них сверхдоходы не отнимут, они останутся на территории для ее развития.

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

- Сегодня происходит очередной процесс изменения межбюджетных отношений. Соглашение, существующее между Пермским краем и Министерством финансов Российской федерации, диктует новые условия существования и выполнения наших полномочий на уровне РФ и на уровне края. Очень важно обеспечить взаимосвязь, чтобы мы единой командой могли выполнять эти требования и повышать эффективность управления краем, что означает жизнь пермяков в комфортной и безопасной среде.

Николай Лазейкин, глава Губахи:

- Тема, которая была рассмотрена на выездном заседании Законодательного собрания, актуальна для муниципальных образований. Жители наших территорий должны жить в примерно равных условиях, и к этому надо аккуратно относиться. В практике есть примеры, когда изменение методики расчетов, связанное с изменениями в Бюджетном кодексе, повлекло за собой значительное снижение объемов дотаций. Губаха испытала «шоковую терапию»: в 2015 году из края нам поступило 96 миллионов рублей, а в 2016 году уже только 64 миллиона. При этом люди, проживающие в округе, ставят перед нами задачи, связанные с его развитием, так что хотелось бы, чтобы было предусмотрено стимулирование для тех территорий, где наблюдается большой рост объемов производства.

нет,
Уральский шахтер (г. Губаха), №36 (12895),
1 апреля 2017 г.

 

Вернуться к списку