614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

Уравнять или стимулировать?

дата публикации: 3 апреля 2017

Депутаты Законодательного собрания обсудили механизмы и принципы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Система в целом эффективна, но территории нуждаются в дополнительных стимулах.

В Губахе состоялось выездное заседание Консультативного совета Законодательного собрания Пермского края. Депутаты краевого парламента обсудили с финансовым блоком регионального правительства механизмы и принципы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов.

Главным спикером мероприятия стала первый вице-премьер регионального правительства Ольга Антипина, рассказавшая о ситуации с выравниванием бюджетной обеспеченности как на краевом, так и на федеральном уровнях.

По ее словам, в Пермском крае существуют только два муниципалитета, не нуждающиеся в дотациях из регионального бюджета: Пермь и Березники. «Если бюджетная обеспеченность (объем доходов поделенный на расходы - "bc") муниципалитета меньше критерия выравнивания (этот показатель для Пермского края равен 1,53 - "bc"), то субъект получает дотацию. Такая ситуация сложилась в большинстве муниципалитетов региона», - рассказывает Ольга Антипина.

Как отмечает вице-премьер, при оценке индекса бюджетных расходов для отдельных территорий применяются корректирующие коэффициенты, «влияющие на удешевление или увеличение стоимости муниципальных услуг» (коэффициент масштаба, транспортной доступности, уровня газификации, неблагоприятности климатических условий и т.д. - "bc").

На сегодняшний день в регионе наблюдается серьезный разрыв между минимальным (Кудымкар - 0,11) и максимальным (Пермь - 2,19) показателями бюджетной обеспеченности. «Цель выравнивания - за счет краевого бюджета предоставить одинаковый уровень услуг во всех муниципалитетах Пермского края», - считает Ольга Антипина. По ее словам, после распределения дотаций в 2017 году уровень дифференциации бюджетной обеспеченности краевых территорий сократился с 20,8 до 1,8.

На федеральном уровне Пермский край сам является дотационным регионом. По уровню бюджетной обеспеченности он находится на 19-м месте среди 85 субъектов Федерации. «Это не связано с изменениями в структуре промышленности региона, ухудшением работы края или неоправданными расходами. Такая ситуация сложилась после изменений на федеральном уровне: введение консолидированных групп налогоплательщиков привело к тому, что часть краевых доходов переместилась в другие регионы. Еще один фактор - перевод налога на добычу полезных ископаемых с регионального уровня на федеральный», - поясняет Ольга Антипина.

Несмотря на определенную эффективность существующего способа распределения средств по муниципалитетам, вице-премьер отмечает, что «дотации не заточены на стимулирование органов местного самоуправления». По ее словам, можно попробовать изменить сложившуюся ситуацию, заменяя дотации налогами, собранными муниципалитетами.

«Такой механизм мы впервые предложили в этом году. Пока на замещение дотаций согласились Соликамск, а также Пермский, Соликамский, Суксунский и Юсьвинский районы. Мы передали этим территориям норматив на доходы физических лиц. Если это будет выгодно, то в следующем году на такой способ финансирования заявятся больше муниципалитетов», - считает Ольга Антипина.

Также она отметила, что с 2017 года дотации как на федеральном, так и на краевом уровне будут выделяться для достижения конкретных экономических показателей. «Федерация готова предоставлять деньги в обмен на результат, по аналогичному принципу планируется выстраивать межбюджетные отношения в Пермском крае», - утверждает вице-премьер.

Заместитель председателя краевой Контрольно-счетной палаты Юрий Скорняков предложил пересмотреть существующие корректирующие коэффициенты. «По мнению КСП, применение при расчетах 12 коэффициентов избыточно. К слову, на федеральном уровне используются только три параметра. Предлагаем краевому правительству изучить целесообразность и экономическую обоснованность существующих коэффициентов, а также проверить, насколько достоверную информацию они отражают», - заявил г-н Скорняков.

Председатель бюджетного комитета краевого парламента Елена Зырянова обратила внимание на то, что в 2017 году Пермский край получил 4,7 млрд рублей федеральных дотаций. Эта сумма на 57% больше, чем полученная регионом в 2016 году.

Говоря о повышении эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности на уровне муниципалитетов, депутат Зырянова предложила рассмотреть возможность замены части дотаций субсидиями. «В отличие от дотаций субсидии носят целевой характер и являются более современным и эффективным инструментом выравнивания», - отмечает она.

Депутат Владимир Корсун (КПРФ) поинтересовался, увеличивается ли бюджетная обеспеченность Кудымкарского района (по этому показателю район находится на последнем месте среди всех муниципалитетов края).

В ответ Ольга Антипина заметила, что ситуация в Кудымкарском районе на протяжении нескольких лет почти не меняется. «Но если сравнивать бюджетную обеспеченность муниципалитетов Коми-Пермяцкого автономного округа до и после присоединения к Пермскому краю, то в составе края они получают в полтора раза большую сумму дотаций», - поясняет г-жа Антипина.

Депутаты Александр Борисов («Единая Россия») и Александр Григоренко (ЛДПР) обратили внимание на неравномерное распределение средств между двумя городскими округами (Губахинский и Лысьвенский), в состав которых входят отдельные населенные пункты, и муниципальными районами, которым выделяются деньги на выравнивание бюджетов поселений.

В частности, депутат Борисов предложил вынести Губахинский и Лысьвенский городские округа в отдельную категорию. «В этих округах есть отдельные населенные пункты, чего нет в Перми или Березниках. Может, стоит выделить их в отдельную категорию?» - проявил инициативу г-н Борисов. На это Ольга Антипина ответила, что подобные изменения нужно вносить в федеральное законодательство. Также она отметила, что разница между дотациями районам и городским округам «не так велика, как кажется».

В целом участники дискуссии остались довольны ее результатами. «Сегодня мы находимся в процессе изменения межбюджетных отношений. Нужно не только работать над формальным выполнением соглашения с федеральным Минфином, но и стремиться к повышению эффективности управления регионом. Наша цель - создать для жителей Пермского края комфортную и безопасную среду. Несмотря на все экономические и управленческие трудности, нужно искать резервы и направлять их на нужды жителей региона», - подводит итоги совещания первый вице-спикер краевого парламента Игорь Папков.

Депутат Армен Гарслян («Единая Россия») отмечает, что «выездное заседание совета - значимое событие для Губахи». «Это не дежурный выезд, а живой диалог. Несмотря на оживленную дискуссию, правительство и депутаты обеспокоены одним вопросом и понимают, что система нуждается в совершенствовании. На мой взгляд, выравнивание имеет смысл, но у территорий должен быть стимул к повышению собственных доходов», - делится мнением парламентарий.

Константин Кадочников,
Business class, №11 (615),
3 апреля 2017 г.

Вернуться к списку