Архив Публикации

Трамвай как драйвер

дата публикации: 04.10.2018 10:06

Краевые парламентарии познакомились с новой Схемой развития общественного транспорта Перми.

Также на сентябрьской сессии Законодательного собрания Пермского краядепутаты обсудили изменения в бюджете региона и подискутировали на предмет увеличения ставок транспортного налога.

Во втором чтении законодатели приняли пакет поправок в региональный бюджет 2018 года и плановый период 2019-2020 годов.

Доходы и расходы увеличены на 3,5 млрд рублей, главными источниками дополнительных поступлений стали: налог на прибыль - порядка 1 млрд рублей, налог на имущество - 916 млн рублей, а также доходы от упрощенной системы налогообложения - 769 млн рублей. Как сообщили парламентариям представители правительства Пермского края, дополнительные средства "обнаружились" в результате уточненного прогноза поступлений в краевую казну. По словам первого вице премьера региона Ольги Антипиной, речь идет о гарантированных источниках дохода, "поэтому никаких рисков нет".

Дополнительные доходы позволили перераспределить на этот год часть расходов 2019 года. В том числе это коснулось дорожного фонда Пермского края - на 693 млн рублей, расходов на приобретение завода им. Шпагина в Перми - на 222 млн рублей, а также единой субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере образования - на 1 млрд 980 млн рублей. "Досрочный" перевод территориям Прикамья средств на нужды сферы образования позволит обеспечить своевременную выплату зарплаты учителям.

Кроме того, в 2018 году увеличен размер субсидий, передаваемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Прикамья на реализацию муниципальных программ, приоритетных муниципальных проектов - на 111,4 млн рублей.

Еще один "подарок" органам местного самоуправления - перенесение с 2019 на 2018 год 100 млн рублей для замещения части коммерческих кредитов органов местного самоуправления кредитами из регионального бюджета. Это сделано в соответствии с предложением губернатора перекредитовать муниципалитеты из краевого бюджета, чтобы облегчить их обязательства перед коммерческими банками. Перед городами и районами поставлена задача полностью закрыть кредиты коммерческих организаций, чтобы весь дефицит быть сосредоточен в казне региона. По информации правительства, на сегодняшний день из 46 муниципалитетов Пермского края 13 имеют обязательства по коммерческим кредитам.

Парламентарии также проголосовали за увеличение расходов краевого бюджета, в том числе на предоставление бюджету Перми средств на обновление трамвайных путей и подвижного состава - на 443 млн рублей. В 2019 и 2020 годах на эти же цели предлагается предусмотреть 256 млн рублей и 350 млн рублей соответственно.

Напомним, что 18 сентября на заседании парламентского комитета по развитию инфраструктуры начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Роман Залесинский представил депутатам проект будущей модели пассажирского транспортного обслуживания в краевой столице. По словам чиновника, создание более современной и эффективной транспортной системы потребует изменения формата организации пассажирских перевозок в мегаполисе.

- Имеется в виду переход на новые контракты с перевозчиками, повышение качества подвижного состава посредством предъявления более высоких требований к возрасту и комплектации транспортных средств (оборудование системами отопления и кондиционерами, видеофиксация), - пояснил Роман Залесинский. - Подразумевается сокращение дублирования маршрутов, сокращение времени ожидания и создание современной системы оплаты проезда, тарифного меню. Кроме того, намечены капитальный ремонт трамвайных путей, обустройство остановочных комплексов.

Первый этап воплощения в жизнь масштабного транспортного проекта планируется на первый квартал 2019 года, когда муниципальное предприятие "Пермгорэлектротранс" за счет городского и краевого бюджетов закупит порядка 100 современных автобусов и 35 трамваев. Помимо этого, в планах следующего года - старт масштабного ремонта трамвайных путей краевого центра, поскольку, по данным мэрии, из 110 км трамвайных путей примерно 15 находится в аварийном состоянии. По мнению представителя пермской администрации, "в перспективе муниципальное предприятие "Пермгорэлектротранс" должно стать базовым перевозчиком, а трамвай - драйвером городского общественного транспорта.

- После обсуждения вопросов их осталось еще много: как будет выглядеть новая схема городского транспорта, где будет располагаться новый автобусный парк, где установят новые трамвайные линии, как будут ремонтироваться старые пути, - отметил, резюмируя итоги обсуждения проекта, депутат Законодательного собрания Пермского края Александр Третьяков. - Сможет ли организация, которая занималась электротранспортом, обслуживать и автобусы? Поэтому парламентарии договорились с краевым Министерством транспорта и городским департаментом дорог, чтобы в начале следующего года они показали в полном объеме новую транспортную схему Перми и дали первые предложения по муниципальной транспортной схеме Пермского края.

В ходе сентябрьской сессии депутаты также ознакомились с информацией краевого Минфина об итогах исполнения регионального бюджета за первые шесть месяцев 2018 года. Как отметила министр финансов Елена Чугарина, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года доходы края выросли на 9,7проц и составили почти 61 млрд рублей. Основные источники дохода также увеличились: доход от налога на прибыль организаций увеличился на 25проц, от НДФЛ - на 7проц и от налога на имущество организаций - на 8проц. Основные причины роста - увеличение налоговых ставок и фонда оплаты труда. Значительный прибыток получен от упрощенной системы налогообложения и платежей за пользование природными ресурсами - 23проц и 57проц соответственно. Расходы в сравнении с предыдущим годом увеличились на 3,3 млрд рублей и составили 53 млрд рублей - 41проц от годового бюджета, как и в минувшем году.

В этом году значительно выросли инвестиции - 5,4 млрд рублей запланировано на объекты общественной инфраструктуры и дороги. Из них за первое полугодие потрачено 1,4 млрд рублей, в том числе на строительство зоопарка в Перми - 1 млрд рублей. Ожидается, что до конца 2018 года будет освоено 4,8 млрд рублей (86проц от годовых назначений).

- Помимо роста доходной части бюджета, стоит отметить положительную динамику освоения средств на инвестиционную программу, - отметил, комментируя доклад Минфина, спикер краевого парламента Валерий Сухих. - Если сравнивать итоги с аналогичным периодом прошлых лет, то освоение идет более активно. Отмечу, что край из года в год строил амбициозные планы по постройке инвестиционных объектов, но не справлялся с их выполнением. В этом году есть большие надежды, что программа будет исполнена в большем объеме.

Жаркие дебаты на комитетах и пленарном заседании Законодательного собрания вызвали поправки в региональный Закон "О транспортном налоге на территории Пермского края".

Согласно проекту закона, подготовленного рядом депутатов ЗС, предлагается поднять ставки на легковые автомобили мощностью более 200 лошадиных сил и на некоторые другие категории транспортных средств, чтобы частично отразить рост инфляции и приблизить ставки к тем, что действуют в других регионах Приволжского федерального округа. В связи с тем, что налоговая нагрузка растет неравномерно по мере увеличения мощности машины, разработчики предложили внедрить более детальную, по сравнению с действующей сейчас, разбивку ставок транспортного налога в зависимости от мощности автомобиля. А именно - вместо шага в 50 лошадиных сил применить шаг в 25 "лошадей". Кроме этого, намечается предусмотреть новые категории и ставки для мощных мотоциклов.

Притом постепенное снижение ставок налога предусмотрено в зависимости от возраста автомобилей. Речь идет о "возрастных категориях" до 5 лет включительно, от 5 до 10 лет включительно, от 10 до 15 лет включительно, от 15 лет.

- Ставка транспортного налога на территории Пермского края не менялась с 2010 года, - отметила, представляя законопроект, председатель парламентского комитета по промышленности, экономической политике и налогам Татьяна Миролюбова. - Однако, по сравнению с другими регионами, в Пермском крае ставка по транспортному налогу для машин с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил была приближена к возможно допустимой ставке, а ставка для мощных машин, например, свыше 300 лошадиных сил, была существенно занижена. При этом не существовало градации по сроку службы автомобиля - независимо от года выпуска, который влияет на его стоимость, ставка транспортного налога оставалась неизменной.

По словам главы комитета, предлагается сохранить все действующие льготы по транспортному налогу, что особенно важно для социально незащищенных слоев населения. Согласно расчетам принятие законопроекта позволит существенно увеличить доходы бюджетов муниципальных образований Прикамья - приблизительно на 400 млн рублей ежегодно.

В целом депутаты поддержали идею повышения ставок налога с учетом сохранения пакета льгот, а также мощности и возраста автомобилей в отношении физических лиц, однако выразили опасения, что увеличение ставок может ощутимо увеличить финансовую нагрузку на предприятия, в том числе малый и средний бизнес.

"Пересмотр ставок транспортного налога с установлением дифференцированных ставок налога в зависимости от года выпуска транспортных средств актуален, - говорится в аналитической записке к законопроекту, подготовленному Управлением аналитической и законотворческой деятельности аппарата Законодательного собрания. - Вместе с тем последствия принятия законопроекта неоднозначны.

С одной стороны, увеличение ставок транспортного налога приведет к повышению доходов бюджетов органов местного самоуправления и, как следствие, позволит направить дополнительные средства на решение вопросов местного значения. С другой стороны, увеличение налоговой нагрузки на физических лиц, имеющих транспортные средства по отдельным категориям, может вызвать социальную напряженность среди населения Пермского края".

По мнению краевого бизнес-омбудсмена Вячеслава Белова, "после принятия закона в первом чтении нужно внимательно посмотреть вопрос повышения ставки налога на транспорт для бизнеса, особенно для сфер, оказывающих транспортные и пассажирские перевозки, потому что для них эта нагрузка может оказаться значительной".

Глава экономического комитета Татьяна Миролюбова по итогам дебатов заверила коллег, что все замечания и предложения будут откорректированы между первым и вторым чтением. Срок подачи поправок к дискуссионному законопроекту установлен до 9 октября.

(Анатолий Москвин, Dеловой INтерес, №33 (295), 27 сентября 2018 г.)

 


Вернуться к списку