614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

Не выплеснуть бы с водой ребёнка

дата публикации: 23 мая 2012

Среди них выделялись доклады заместителя председателя правительства Екатерины Бербер и председателя Совета муниципальных образований Пермского края Александра Кузнецова, которые по сути содержали корректировку политического курса. И это было подтверждено комментариями присутствовавшего на пленарном заседании губернатора Виктора Басаргина. Подробности - в беседе с Сергеем КЛЕПЦИНЫМ, председателем комитета по социальной политике, депутатом Законодательного Собрания Пермского края по округу № 21 (Кунгур, часть Кунгурского и Пермского районов).

СОХРАНИТЬ И ПРЕУМНОЖИТЬ ЛУЧШЕЕ

- Сергей Витальевич, какой вопрос прошедшего пленарного заседания вы бы выделили, как основной и почему?

- Считаю, что основным вопросом был так называемый «правительственный час», в рамках которого вице-премьер краевого правительства Екатерина Бербер отчитывалась о деятельности своего функционально-целевого блока «Развитие человеческого потенциала» в 2011 году. Её доклад о том, что было сделано пятью министерствами - здравоохранения, образования, социального развития и другими, а также последующая дискуссия с депутатами проходили в присутствии нового губернатора Виктора Басаргина. И это напоминало публичную оценку той политики, которая проводилась предыдущим губернатором Олегом Чиркуновым. Причём, отдельные депутаты попытались её подвергнуть полной обструкции.

Соглашусь, в какой-то части эта политика была неоднозначной. Но говорить о том, что вся она была никчёмной и вредной, - нельзя. Безусловно, она нуждается в корректировке хотя бы потому, что в регионе появился новый губернатор и у него есть своё видение развития территории. Но мне, как депутату и как жителю Пермского края, важно, чтобы при проведении ревизии всех действующих проектов мы не столкнулись с радикальным подходом: мол, раньше всё было из рук вон плохо, а сейчас - всё переломаем и сразу всем сделается хорошо. Ни к чему хорошему такой подход не приводит.

В общем, корректировка курса нужна, но не выплеснуть бы с водой ребёнка. Ведь успехи у Пермского края есть. И они выражаются в конкретных цифрах. К примеру, повышение средней продолжительность жизни в регионе до 68 лет. Это однозначно выше, чем в среднем по стране! По уровню рождаемости наш регион занимает второе место среди 14 Субъектов Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, и уступает только Удмуртии. Это хорошо! И таких положительных примеров немало.

- А что, на ваш взгляд, требует корректировки? На что необходимо обратить более пристальное внимание?

- Об этом на пленарном заседании тоже говорили. Вице-премьер Екатерина Бербер признала, что проект «Мамин выбор», который позволяет родителям вместо муниципальной услуги по дошкольному воспитанию ребёнка получать деньги, сегодня идёт с перекосами. Рост рождаемости привёл к тому, что в большинстве муниципалитетов Прикамья выбора у мам нет. Детские сады переполнены. В очереди за путёвкой в детское дошкольное учреждение стоять бессмысленно, потому что немногочисленные места распределяют преимущественно между льготными категориями населения. И Екатерина Бербер согласилась, что необходимо строить новые детские сады.

Есть проблемы с начальным и средним профессиональным образованием. Не всем суждено и не все хотят стать академиками и топ-менеджерами. А у нашего региона есть большая потребность в квалифицированных рабочих. Но сегодня большинство колледжей и профессиональных училищ утратили связи с потенциальными работодателями. Заказа на подготовку специалистов нет. И получается, что выпускник с дипломом не востребован, потому что у него нет необходимых навыков для работы по специальности на конкретных производствах. В то же время работодатель нуждается в специалистах на конкретные производства, которых никто не готовит. Кстати, эту проблему обсуждали на пленарном заседании по моей инициативе. И Екатерина Бербер согласилась, что проблема есть и её необходимо решать, привлекая к этой работе региональное объединение работодателей «Сотрудничество» и Пермскую торгово-промышленную палату.

МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ ПОШЛИ НАВСТРЕЧУ

- В докладе Екатерины Бербер прозвучало, что Пермский край занимает второе место в Приволжском федеральном округе по уровню рождаемости. Работают какие-то стимулы?

- Причин несколько. Но нельзя не отметить тот факт, что существенный прирост рождаемости дают те «ячейки общества», которые участвую в программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Если в прошлом году в этих семьях родился 331 ребёнок, то в нынешнем будет вдвое больше. Поэтому данную программу надо всячески поддерживать и облегчать получение субсидий.

Для меня эта программа важна ещё и потому, что в ней активно участвуют кунгуряки. И мы плотно общаемся с депутатами Кунгурской городской Думы по всему спектру вопросов, связанных с реализацией данной программы. В частности, мои кунгурские коллеги рассказали мне сразу о двух проблемных моментах. Во-первых, субсидию на строительство жилья можно было использовать только в том случае, если есть договор с подрядной организацией. Но такие организации есть отнюдь не во всех территориях. Кроме того, часть семей не желает никого нанимать, предпочитая строить или реконструировать дом своими руками. А, во-вторых, в программе была заявлена приоритетность по количеству рождённых детей. То есть когда в семье рождался, к примеру, второй или третий ребёнок, то она сразу поднималась в очереди выше всех семей, воспитывающих только одного ребёнка. И получалось, что некоторые семьи по нескольку лет стояли в очереди, но отодвигались от желанной квартиры всё дальше и дальше.

- И как решались эти вопросы?

- Я обозначил обе эти проблемы на выездном заседании Консультативного совета краевого Законодательного Собрания. И мы с Екатериной Бербер на эту тему довольно долго общались. Всё-таки мне удалось её убедить, что некоторые положения программы необходимо менять. Что для получения средств на строительство или реконструкцию дома договор с подрядной организацией совершенно не нужен. А приоритет для движения в очереди на получение субсидий может быть только один - семья с ребёнком. То есть движение очереди должно идти по заявительному принципу. И тогда каждая семья будет хотя бы приблизительно знать, в каком году она сможет получить субсидию и заранее озаботиться поиском подходящего жилья.

Кстати, на прошедшем пленарном заседании мы вносили изменения в концепцию долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». Все наши предложения там были учтены.

СНЯТЬ ХОМУТ С ПОСЕЛЕНИЙ

- На пленарных заседаниях краевого парламента периодически возникают вопросы по бюджетной обеспеченности муниципалитетов. И в особенности поселений…

- Это происходит постоянно. Но на прошедшем заседании о них говорилось глубоко и конкретно. Ведь перед нами выступал председатель Совета муниципальных образований Пермского края, глава Пермского района Александр Кузнецов. Его доклад был, безусловно, интересен. Но меня, как депутата, больше беспокоили вопросы представляемых мною территорий.

В частности, главы поселений Кунгурского района неоднократно просили решить вопрос с содержанием газопроводов. В последние годы их построено достаточно много. Люди в сёлах и деревнях получили газ. Но газотранспортные компании брать на баланс эти газопроводы не хотят, ведь лишние расходы по содержанию сетей никому не нужны. И в результате в некоторых территориях до тридцати процентов поселенческого бюджета уходит на эти цели, обескровливая казну и лишая населённые пункты хоть каких-то перспектив развития. Парадокс: газ в село пришёл, а развиваться селу не на что.

Именно поэтому я поинтересовался у Александра Кузнецова, как Совет муниципальных образований намерен решать этот вопрос? Есть ли такие возможности? И получил исчерпывающий ответ.

- Об этой проблеме ему было известно?

- Известно, и она не нова. В ближайшее время на базе Совета муниципальных образований будет создана рабочая группа, куда войдут некоторые главы районов, краевые депутаты, члены правительства и представители газотранспортных компаний. Чтобы совместно разработать механизм передачи сетей на обслуживание специализированным организациям.

Поскольку я заинтересован в решении данного вопроса, то тоже вошёл в рабочую группу. Надеюсь, коллегиально мы сможем убедить газовиков, чтобы они взяли на себя всё это хозяйство. Потому что для всех нас - это ещё и вопрос безопасности. А с поселений наконец-то будет снят очередной «хомут». У них появятся деньги, которые они смогут направить на развитие своих населённых пунктов.

ОТГОВОРКИ БОЛЬШЕ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ

- Но чтобы заниматься, к примеру, строительством инженерной или социальной инфраструктуры, нужна своя финансовая доля, свой лимит в краевом Фонде софинансирования расходов и возможность, как минимум, подготовить проектно-сметную документацию. Ничего этого у большинства поселений нет…

- Действительно, когда в рамках краевого бюджета создавался Фонд софинансирования расходов, предназначенный для финансирования инфраструктурных проектов в муниципалитетах, был сделан перекос в пользу муниципальных районов. То есть районные власти получали лимит на всю территорию и распределяли его по поселениям по своему усмотрению. Прибавьте к этому малую бюджетную обеспеченность поселений. Прибавьте отсутствие квалифицированных сотрудников, которые могут готовить и курировать крупные проекты - те же стройки.

Результат известен. Ничего существенного в большинстве сельских поселений за последние десять лет не сделано.

- А как быть остальным? Медленно умирать?

- Умирать не надо, потому что исправление ситуации уже начато. На прошедшем пленарном заседании мы внесли изменения в закон «О региональном Фонде софинансирования расходов». Они связаны с тем, что в регионе стартовал новый приоритетный проект «Благоустройство». И средства для его реализации пойдут в поселения напрямую, по подушевому принципу. Их можно будет, при наличии 25-процентной доли в поселенческом бюджете, направлять на озеленение территории, на ремонт дорог местного значения, на установку малых архитектурных форм, спортивных и детских площадок, на ремонт уличных сетей наружного освещения и многое другое.

Средства на этот год зарезервированы. Бырминское поселение может получить 339 тысяч рублей, Калининское - 628, Мазунинское - 318, Моховское - 640, Неволинское - 617, Троельжанское - 577, Усть-Турское - 508, Тихановское - 253 тысячи рублей. Это будет «первый блин». И если поселения в регионе справятся со своими задачами, то впоследствии финансирование по данному проекту будет продолжено. Это инициатива полезна и в моральном плане. Теперь главам поселений будет трудно всё время кивать на районные власти, которые якобы не дают денег на решение тех или иных бытовых проблем. Деньги есть. Берите. Работайте. Развивайтесь. Отговорки больше не принимаются.

Подготовил Сергей СМОЛИН
(Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», 24 мая 2012 года, № 58)


Вернуться к списку