614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Публикации

По закону и по совести

дата публикации: 23 марта 2012

Среди главных вопросов уже традиционно значились бюджетные законопроекты, а также инициативы, связанные с публичностью и открытостью властей.

Кто инициировал эти вопросы? Как шло их обсуждение? Какие законы в конечном итоге были приняты и как они повлияют на жизнь региона? На эти и другие вопросы отвечает Сергей КЛЕПЦИН, председатель комитета по социальной политике, депутат Законодательного Собрания Пермского края по округу № 21 (Кунгур, часть Кунгурского и Пермского районов).

С ПРИЦЕЛОМ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАНШИ

- Сергей Витальевич, на прошедшем пленарном заседании были внесены изменения в краевой закон «О бюджете Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Кто инициатор? И чем это было обусловлено?

- Это моя инициатива. Но замечу сразу, что разрабатывалась она совместно с краевым правительством. И содержит в себе три основных позиции, держится как бы на «трёх китах». Во-первых, у края есть неиспользованные бюджетные средства, оставшиеся с 2011 года. Пока не будет принят соответствующий закон, определяющий саму возможность расходования этих средств и их целевое назначение, краевой минфин не может ими распоряжаться. Это порядка 136 миллионов рублей, необходимых для достройки объектов здравоохранения на территории региона.

Во-вторых, нашему региону выделены лимиты по некоторых федеральным проектам на этот год. Мы можем получить серьёзные федеральные транши по линии ЖКХ и по доплатам в сфере образования. Но здесь есть определённые регламентные сроки, временные отсечки. Если до конкретной даты краевые законы по участию региона в данных федеральных проектах приняты не будут, то средства отдадут другим Субъектам Федерации. Желающих на них хватает.

А третья позиция связана с потребностями территорий. Ведь большая часть денежных средств - и переходящих остатков бюджета, и средства федеральных фондов - адресована муниципалитетам. Средства должны быть им переданы для осуществления соответствующих полномочий. И как можно скорее. Потому что они эти деньги ждут!

- Вы привели идеологические доводы. А если обратиться к конкретике?

- Можно и к конкретике. Есть два медицинских объекта, которые находятся «на выходе» - это Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Перми и межмуниципальный перинатальный центр в Кунгуре. Наверное, нет необходимости в очередной раз доказывать важность появления этих объектов на территории региона. Она присутствует априори. И в разработанном мною законопроекте предусмотрено выделение дополнительных 18 миллионов рублей на устранение замечаний Роспотребнадзора и Госархсройнадзора, выданных по результатам предварительного инспектирования данных объектов. Это позволит предотвратить ситуацию, когда из-за несогласованности позиций заказчика и надзорных органов устранение замечаний растягивается на долгие месяцы, а то и годы.

Следующий конкретный момент связан с участием региона в проекте Федерального фонда реформирования ЖКХ. Там есть требования по срокам и объёмам финансирования. То есть для участия нашего региона в этом проекте необходимо в срок до 1 апреля всем муниципалитетам подготовить необходимые документы, принять программы и предусмотреть местными бюджетами свою долю софинансирования. На краевом уровне также необходимо в срок до 1 апреля предусмотреть свою долю софинансирования и подтвердить её принятыми изменениями в бюджет. Моя законодательная инициатива именно это и предусматривала. Чтобы уложиться в сроки, требовалось принять её сразу в двух чтениях на мартовском пленарном заседании.

Замечу, что деньги там очень серьёзные. Федеральный лимит - 622 миллиона рублей. С учётом софинансирования из края - почти миллиард! Эти средства будут направлены на капремонт многоквартирных домов, на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Отрадно, что и Кунгур, и Кунгурский район в данном проекте участвуют.

РЕГЛАМЕНТЫ ТРЕБУЮТ ПЕРЕМЕН

- Федеральные средства предусмотрены только по линии ЖКХ? Или есть ещё какие-то проекты?

- Мы заявились для участия в проекте по доплатам учителям за классное руководство. И нам был выделен лимит в размере 226 миллионов рублей. Однако для получения этих средств опять же требовалось краевое софинансирование и подтверждение этого факта краевым законом. В моей инициативе эти нормы содержатся. Ведь я сам в недавнем прошлом бюджетник и не первый год занимаюсь вопросами социальной политики в статусе депутата. Прекрасно понимаю, что учебный год подходит к концу. И что для учителей, которые ведут классное руководство, очень важно получать эти деньги вовремя. А если даже и не вовремя, поскольку федеральный центр с ними всегда запаздывает, то хотя бы перед уходом в летние отпуска.

- Но в муниципалитетах проблем много. Вызывает массу нареканий, к примеру, состояние дорог. Ваша инициатива не предусматривает выделение средств ещё и на это?

- Мы же с вами знаем, что денег на всё не хватает. Но в моей инициативе прописан инструмент для решения дорожных проблем. В частности, ещё в прошлом году изменилось федеральное законодательство, которое предписало регионам формировать свои дорожные фонды. И в ноябре краевой дорожный фонд был создан. Причём, заложенные в него средства будут направляться не только на ремонт краевых дорог, но и на приведение в нормативное состояние дорог муниципальных. Ведь известно, что своими силами районы и поселения дорожную проблему не решат никогда. И моей инициативой отрегулировано, что за районами и поселениями закреплено пять процентов от всего объёма регионального дорожного фонда.

То есть теперь главы знают, сколько средств за ними закреплено. При наличии подготовленной документации они смогут заняться ремонтами уже в конце мая. Осени ждать не придётся, так как деньги есть.

- Получается, ваша инициатива об изменениях в бюджет коснулась едва ли не каждой проблемной отрасли. Ваши коллеги по краевому Законодательному Собранию её наверняка горячо поддержали…

- По сути - да. К содержательной части закона вопросов не было. Но по форме претензии были. Дело в том, что в своё время в краевое бюджетное законодательство были внесены изменения, которые закрепили право инициативы по изменению доходной и расходной частей бюджета только за губернатором. Это было сделано в тот период, когда на федеральном и краевом уровне не существовало ограничений по дефициту бюджетов. И такая статья появилась для того, чтобы не разбалансировать казну различными популистскими инициативами. В особенности в предвыборные периоды.

Когда мы совместно с правительством готовили нынешние изменения в бюджет, то, разумеется, знали про эту норму. Но руководствовались тем, что Устав Пермского края стоит по статусу выше любого краевого закона. И наш Устав не ограничивает права депутатов в части внесения законодательных инициатив. Именно поэтому я внёс закон и презентовал его как на парламентских комитетах, так и на пленарном заседании. Мнения, замечу, были разные. Оппозиция, невзирая на возможные миллиардные потери, предлагала его вообще не принимать. Но разумный подход победил. Изменения были приняты сразу в двух чтениях.

Однако для того, чтобы впоследствии подобных коллизий не появлялось, мы договорились с правительством, что они в самое ближайшее время подготовят изменения в бюджетное законодательство. И вернут депутатам, в соответствии с региональным Уставом, право законодательной инициативы в бюджетных вопросах. Ведь мы понимаем, что былые регламенты устарели, мешают работать и их давно пора менять.

КОГДА ЕСТЬ, ЧТО СКРЫВАТЬ

- На прошедшей пленарке рассматривались изменения в закон «О статусе депутата Законодательного Собрания Пермского края», по поводу которых было множество споров. Это тоже ваша инициатива?

- Эта инициатива не моя, а депутатской комиссии по вопросам противодействия коррупции, которую я возглавляю. Соответственно, данный вопрос поручалось подготовить и доложить именно мне. Эти изменения просты и понятны. Ещё в прошлом году, по инициативе Президента страны Дмитрия Медведева, были приняты изменения в федеральное законодательство, усиливающие тренд на открытость и прозрачность власти. Что с 2012 года все депутаты, избранные в представительные органы Субъектов Федерации, обязаны подавать сведения о доходах и имуществе в соответствующий орган при региональном парламенте. И делать это они обязаны ежегодно в срок до 1 апреля.

Для исполнения федерального закона прямого действия мы разработали соответствующий нормативный акт. И сделали это, что называется, «буква в букву». Понятно, что закон «горел». Его нужно было принять на мартовском пленарном заседании сразу в двух чтениях. И поскольку специализированный орган для сбора сведений мы официально до 1 апреля создать не успевали, то предложили наделить этим полномочием нашу депутатскую комиссию по вопросам противодействия коррупции. Вот, собственно, и всё!

- И кто-то возражал?

- Конечно! Больше всех почему-то возмущались депутаты из фракции КПРФ. Во-первых, они заявили, что в такой законодательной инициативе нет необходимости, поскольку у нас в стране есть соответствующий надзорный орган - налоговая инспекция. Во-вторых, они напомнили, что у нас в стране работает закон по защите персональных данных, который вроде как препятствует сбору таких сведений. И, в-третьих, депутаты-коммунисты почему-то вдруг засомневались в порядочности членов нашей комиссии, которые вроде как могут не обеспечить сохранность поданных ими сведений и даже предать их огласке.

Мне трудно комментировать такие вещи. И я не понимаю депутатов из фракции КПРФ, которые вроде как не доверяют комиссии, в которую они в своё время делегировали двух своих членов. Ещё сложнее понять, почему депутаты-коммунисты, которые априори выступают за прозрачность власти, вдруг встали в позу. Из чего можно сделать вывод, что им, видимо, есть что скрывать от избирателей. И они, замечу, не одиноки. Ведь если в первом чтении закон был принят нормально, то внести его в повестку для рассмотрения во втором чтении краевой парламент не смог. Не хватило считанных голосов.

Поэтому требование федерального закона мы исполнить не сможем. И рискуем нарваться, как минимум, на протест прокурора, а, как максимум, - на жёсткие санкции со стороны федеральных властей. Вплоть до роспуска Законодательного Собрания Пермского края.

- А как вы сами считаете, нормально ли, когда депутатов вынуждают открывать кошелёк и показывать избирателям его содержимое?

- Никто и никого в депутаты не верёвке не тянет. Если человек пошёл во власть, то должен понимать, что сам себе он уже не принадлежит. И подача сведений о доходах и имуществе - это правильно. Это должно быть как по закону, так и по совести. Пусть избиратели ежегодно просматривают, как меняется благосостояние депутата и его семьи, и сравнивают с благосостоянием представляемой им территории. И там сразу видно, кто работает на себя, а кто - на свой избирательный округ.

Что касается меня, то я никогда из своих доходов и имущества секретов не делал. Любой человек, имеющий доступ в интернет, может зайти на сайт краевого Законодательного Собрания и на моей персональной депутатской странице (http://zsperm.ru/s1/composition_and_structure/members/kleptsin_sv.php) найти эти сведения. Там указано, сколько за прошлый отчётный год заработал я, сколько моя жена и каким движимым и недвижимым имуществом мы владеем.

Подготовил Сергей СМОЛИН
(Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», 24 марта 2012 года, № 34)

Вернуться к списку