614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Трибуна депутата

Александр Шицын: «В интересах глубинки»

29 мая 2017

Как опыт работы главой муниципалитета помогает краевому парламентарию Александру Шицыну в законотворческой деятельности.

Путь в депутаты краевого Законодательного Собрания у каждого парламентария разный. Кто-то состоялся на производстве и, став руководителем градообразующего предприятия, получил в дополнение к своей должности мандат народного избранника. Кто-то с юности тянул партийную лямку и благодаря своей общественной деятельности получил путевку в парламент по партийному списку. А кто-то начинал с руководства муниципалитетом, пройдя через горнило прямых выборов и показав себя сначала «на земле», а уж потом продолжив карьеру на региональном уровне. К тем, кто вышел из глубинки, относится и депутат Александр Шицын, который был избран в краевой парламент с должности главы Александровского района. Помогает ли опыт работы главой муниципалитета в законотворческой деятельности? Какие инициативы и предложения подготовлены на базе этого опыта? И почему некоторые широко разрекламированные законы так слабо реализуются на местах? На эти и другие вопросы отвечает Александр Шицын, депутат Законодательного Собрания Пермского края, член парламентского комитета по развитию инфраструктуры.

НА ДОТАЦИЯХ И СУБВЕНЦИЯХ

- Александр Борисович, вы полтора созыва отработали главой Александровского района. Помогает ли опыт руководства муниципалитетом в законотворческой деятельности?

- Я отработал главой района семь с половиной лет. И, безусловно, этот опыт мне помогает. Ведь до избрания в краевое Законодательное Собрание я работал в исполнительной власти, отвечал за реализацию многих федеральных и краевых законов на территории муниципалитета. И мне понятно, почему плохо работают те или иные законы, в чем их недостатки. Потому что все недоработки ложатся на плечи тех, кто непосредственно реализует эти законы, - на глав территорий.

Простой пример - закон о бесплатном предоставлении земельных участков для многодетных семей. Приняли, казалось бы, совершенно правильный закон, но не просчитали последствия, не поинтересовались мнением с мест. Ведь у любого муниципального руководителя сразу возникал вопрос: а где взять под застройку столько земельных участков, которые были бы обеспечены всей необходимой инфраструктурой? Ведь инженерная и социальная инфраструктура - это то, что не создать за один сезон и что несет за собой серьезные затраты, которые могут кратно превышать стоимость этих земельных участков. И результат этой недоработки мы сегодня знаем: не очень высок процент тех многодетных семей, которые использовали предоставленные земельные участки по прямому назначению - под строительство жилья.

Второй момент, который я бы хотел отметить, - это опыт регулярного общения с населением. Будучи главой, я выделял из своего графика один день в неделю на прием граждан по личным вопросам. Тематика обращений была разная - от вопросов стратегического развития территории до просьб решить частную коммунальную проблему в доме. «Текучки» было всегда на порядок больше, и больше всего благодарностей от жителей было именно по поводу решения их личных мелких проблем. От «текучки» нам никуда не уйти, да и не надо. Но нужно попытаться уйти от «ручного режима». Чтобы эти мелкие вопросы решались не лично главой, а в системе. Через совершенствование нормативной базы, актуализацию законодательства.

- В свое время вы были последовательным сторонником прямых выборов глав муниципалитетов. Но недавно заявили, что процедура назначения - это правильно. С чем связана такая трансформация взглядов?

- Я дважды побеждал на прямых выборах главы в тяжелейших двухтуровых конкурентных кампаниях. Последняя тянулась почти восемь месяцев. И я понимаю, что если бы не было института прямых выборов, то я бы никогда не попал в политику. Для меня прямые выборы стали лифтом. Я всегда считал этот институт самым правильным и справедливым, потому что он позволяет обновлять местные элиты и выявлять новых лидеров в территориях. И когда при прежнем губернаторе отменяли прямые выборы, то я отказался согласовывать такой законопроект, из-за чего возглавляемый мною район получил массу проблем. Особенно в части своевременного предоставления субсидий из краевого бюджета на софинансирование вопросов местного значения.

Трансформация моих взглядов на прямые выборы происходила постепенно, еще во время работы главой. Дело в том, что в последние годы законодательство постоянно менялось, и отнюдь не в пользу самостоятельности муниципалитетов. Если в первом созыве моя команда действительно могла принимать решения относительно путей развития района, имела возможности и рычаги, то к середине второго срока из-за изъятия части налоговых доходов и ряда знаковых полномочий типа здравоохранения на краевой уровень муниципалитет превратился в подразделение краевого правительства. Львиная доля средств муниципалитетов - это дотации и субвенции из бюджетов вышестоящих уровней. Поскольку деньги даются сверху, а не зарабатываются в муниципалитете, то за их эффективное освоение отвечает губернатор. Поэтому вполне логично, что мнение руководителя региона по поводу назначения тех или иных персоналий на должности глав муниципалитетов является определяющим.

СТРЕМЛЕНИЕ К СТАБИЛЬНОСТИ

- Вы утверждаете, что главы муниципалитетов сегодня мало что решают. И что деньги идут сверху. Давайте какой-нибудь свежий пример...

- Давайте! Хорошо известно, что вопросы благоустройства относятся к полномочиям поселенческого уровня. Нынче в начале года федеральная власть решила выделить средства на мероприятия по формированию комфортной городской среды и обустройству мест массового отдыха населения - городских парков. Лимит Пермского края был определен на уровне 400 миллионов рублей. Но федералы требовали софинансирования со стороны регионального бюджета. И было бы недальновидно проигнорировать такой привлекательный федеральный проект, который помогает решать вопросы муниципального уровня.

Поэтому уже на февральское пленарное заседание правительство внесло инициативу - изменения в закон «О бюджете Пермского края на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Предлагалось увеличить доходную и расходную части краевого бюджета почти на 137 миллионов рублей. Наш депутатский корпус данную инициативу поддержал. Это позволило привлечь более четырехсот миллионов рублей федеральных денег. В совокупности все средства - а это почти 540 миллионов - поступят в наши муниципалитеты на благоустройство и обустройство городских парков.

- Депутаты краевого Законодательного Собрания частенько критиковали правительство за нерасторопность и отсутствие внятной политики в дорожных вопросах. Особенно в свете ремонтов наших муниципальных дорог. Нынче все будет так же плохо?

- Будет лучше, потому что со сменой губернатора сменились и подходы. В прежние периоды муниципалитеты получали деньги из краевого дорожного фонда на ремонт дорог в лучшем случае в начале осени. И, разумеется, не успевали освоить все объемы до выпадения снега, а деньги уходили в неизрасходованные остатки, которые в следующем финансовом году возвращать из края было очень проблематично. Поэтому депутаты краевого Законодательного Собрания неоднократно критиковали такую систему, требовали от правительства оперативности с принятием решений по финансированию, с тем чтобы начинать строительный сезон в мае, а не в ноябре.

Нынче все по-другому. Краевое правительство формирует для муниципалитетов жесткие графики по подготовке проектной документации, по конкурсным процедурам, по работе с подрядчиками. Строители должны выйти на объекты в худшем случае в июне. На ремонт автодорог нынче зарезервирована беспрецедентная сумма - 4,5 миллиарда рублей. Из них 1,2 миллиарда - из федерального бюджета и 3,3 миллиарда - из краевого. И правительство, и краевой парламент свое дело сделали. Главы территорий всем необходимым ресурсом обеспечены. Посмотрим, как они справятся с такой серьезной задачей. Но мы в любом случае не сторонние наблюдатели и будем при необходимости помогать.

- У нас всегда то пусто, то густо. Сегодня в дороги вкладываются миллиарды, а завтра ничего. Стабильность когда-нибудь будет?

- Стремление к стабильности есть. Новый руководитель региона уже обозначил, что со следующего года в краевом бюджете на ремонт дорог будет закладываться фиксированная сумма - 3,3 миллиарда рублей. Мы это решение поддерживаем. Плюсы заключаются в том, что теперь муниципалитеты могут нормально планироваться, выстраивать графики ремонтов в среднесрочной перспективе, как минимум на три года. Появляется возможность привлечь нормальных подрядчиков, которые тоже смогут планировать свою работу на годы вперед и, что самое главное, нести при этом гарантийные обязательства по отремонтированным объектам.

ПОДНЯТЬ ДО ФЕДЕРАЛЬНОГО НОРМАТИВА

- Весенняя сессия парламента отметилась не только бюджетными законопроектами. Были и социальные инициативы. Вы в их разработке как-то участвовали?

- Да, инициативы были. К примеру, мы приняли закон о передаче муниципалитетам отдельных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замечу, что когда-то эти полномочия уже были закреплены за органами местного самоуправления. Но затем их передали на краевой уровень, считая, что централизация поможет решать данный вопрос наиболее эффективно. Оказалось, что ошиблись. Потому что у правительственных подразделений банально не хватает ресурсов, чтобы отслеживать ситуацию во всех муниципалитетах края, содержать во всех этих территориях специализированный жилфонд, отслеживать хотя бы на первых порах ситуацию с теми детьми-сиротами, кто уже получил жилье, и так далее.

Считаю, что передача этих полномочий на уровень муниципалитетов - правильное решение. Ведь в территориях работники администраций плотно работают с детьми-сиротами, знают, кто и чем живет. И подходят к вопросу обеспечения жильем этих категорий не сугубо формально, а с пользой для человека. Ведь его надо не просто обеспечить жильем в рамках какого-то норматива, но и предоставить жилье там, где нормальное окружение и где есть работа. И отслеживать какое-то время судьбу этого человека, мониторить его социализацию, помогать ему встать на ноги.

- Этот закон уже вступил в силу?

- Да, вступил. Начинает действовать с первого июля. Но он изначально далек от совершенства. В его базовой редакции есть один существенный недостаток, о котором я говорил на рабочей группе и даже готовил соответствующие поправки. Есть федеральный норматив для расчета субсидий на строительство жилья, который для Пермского края определен на уровне 36 тысяч рублей за квадратный метр. Но есть и нормативы для муниципалитетов, определенные постановлением правительства Пермского края. И в большинстве муниципалитетов эти цифры значительно ниже и не позволяют решить проблему обеспечения жильем детей-сирот.

Приведу в пример свой родной Александровский район. Сегодня в списках детей-сирот, которым необходимо предоставить жилье, значатся 77 человек. По существующему нормативу им необходимо предоставить жилье не менее 28 квадратных метров и не более 33 на человека. Причем это жилье можно приобрести или построить исходя из регионального норматива для Александровского района - 17,5 тысячи рублей за квадратный метр, то есть примерно за 500 тысяч рублей. Но, во-первых, такого количества квартир указанной площади в свободной продаже в Александровском районе нет. Во-вторых, по таким расценкам их можно приобрести разве что в отдаленных поселках, где нет ни работы, ни нормальной социальной инфраструктуры. И в-третьих, даже если приобрести квартиры за такие деньги и в отдаленных территориях, то это будет, вероятнее всего, старый жилфонд, который вот-вот перейдет в категорию ветхого и аварийного.

Поэтому я и предлагал изменить механизм финансирования этой программы. В частности, предусмотреть дополнительное субсидирование для тех муниципалитетов, где стоимость квадратного метра жилья для расчета субсидий на строительство или приобретение жилья ниже федерального норматива. То есть довести финансирование до федерального норматива - 36 тысяч рублей за квадратный метр. Это даст возможность муниципалитетам заходить с такими субсидиями в новое строительство. Строить новые дома, объединяя в них участников различных программ, начиная от детей-сирот, переселенцев из ветхого и аварийного жилья и заканчивая служебными квартирами для привлечения в территорию врачей и учителей.

- Вашу поправку приняли?

- До голосования она не дошла. И я не стал настаивать, поскольку разработка нового механизма финансирования требует времени и принятие закона пришлось бы откладывать на неопределенный срок. Поэтому мы с правительством договорились и зафиксировали в проекте постановления, что при расчете субсидий для муниципалитетов на 2018 год и последующие годы будет учитываться в том числе и федеральный норматив стоимости квадратного метра. Конкретные цифры пока не прописаны. Правительство детально проанализирует ситуацию и заложит новый механизм субсидирования муниципалитетов.

РЕЙТИНГ ДЛЯ «УПРАВЛЯЕК»

- Вы хорошо разбираетесь в социальных законопроектах и даже готовите к ним поправки. Но при этом работаете в парламентском комитете по развитию инфраструктуры. Там на каких темах специализируетесь?

- На самом деле большинство законопроектов, о которых мы говорили, проходят на стыке тем. В каждом из них зашиты и социальные моменты, и бюджетные, и, разумеется, инфраструктурные. Но есть и сугубо профильные вопросы. К примеру, в ведении нашего комитета по развитию инфраструктуры находятся вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Эта тема одна из самых больших и проблемных. Здесь и тарифообразование, и качество предоставления услуг, и прозрачность и эффективность работы отрасли.

Проблем накоплено много. Министерству ЖКХ и депутатскому корпусу даже в паре эту тему не вытянуть. Нужны новые алгоритмы такой работы. Поэтому мной был разработан проект постановления «О необходимости принятия нормативно-правовых актов об оценке эффективности деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства», который будет рассмотрен восьмого июня на пленарном заседании краевого Законодательного Собрания. Если кратко и не вдаваясь в подробности, то правительству предлагается разработать единый рейтинг управляющих компаний Пермского края, который будет отражать качество их деятельности, а также рейтинг органов местного самоуправления в решении вопросов ЖКХ.

Ежеквартальные публикации таких рейтингов, во- первых, помогут жителям Пермского края определиться с выбором управляющей организации, ориентируясь на лучших. А во-вторых, помогут органам государственной власти с точки зрения контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Ведь сегодня есть территории, где нет никаких частных управляющих компаний и где местные власти вынужденно создали муниципальные управляющие компании, к которым накопилась масса претензий. Эти претензии в ходе рейтингования муниципалитетов обязательно всплывут, поскольку все показатели будут оцифрованы и проанализированы. И они будут решаться в обязательном порядке, потому что люди не должны оставаться один на один со своими коммунальными проблемами.

 Евгений Плотников,
Звезда, №56 (32666),
26 мая 2017 г.

 

 

Вернуться в начало раздела