614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Трибуна депутата

Алексей Антипов: «Инженеры со школьной скамьи»

30 июня 2017

Как сегодня можно поддержать развитые производственные объединения Прикамья? Что надо делать, чтобы появлялись новые предприятия? Как подготовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям времени и запросам промышленных предприятий края? Об этом рассказывает депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Антипов.

Производство и молодежь: есть ли точки соприкосновения?

КОСТЯК ЭКОНОМИКИ

- Алексей Алексеевич, что из намеченного краевой властью в сфере индустриального развития региона вы считаете наиболее актуальным?

- Пермский край всегда был промышленным. Это тот костяк, на котором держится экономика нашего края. К сожалению, у ключевых промышленных предприятий накопились проблемы, связанные как с внешними обстоятельствами (общий экономический спад и усиление глобальной конкуренции), так и с внутренними проблемами (устаревание и износ оборудования, кредиторская задолженность, низкая инвестиционная активность). Очевидно, что не все проблемы можно решить через органы власти. Однако поддержка промышленности важна как никогда.

На июньском заседании Заксобрания глава региона Максим Решетников сказал, что основная поддержка, которую могут оказать промышленникам власти, - это обеспечение спроса. Считаю, что это один из главных моментов в обеспечении индустриального развития региона.

Благодаря увеличению инвестиций в период до 2022 г. в крае планируют запустить семь новых производств.

Значит, появятся новые рабочие места. А это снизит уровень безработицы и социальной напряженности в Пермском крае.

Положительно отношусь также к созданию новых промышленных кластеров «Сельскохозяйственное машиностроение» и «Композиты Прикамья». Это сконцентрирует усилия в данных областях, ускорит их развитие и поднимет на новый уровень конкурентоспособности, что в дальнейшем позволит повысить промышленный потенциал региона. Как представитель предприятия, входящего в оборонно-промышленный комплекс, считаю важным сбалансированное развитие отраслей и необходимость поддержки уже действующих предприятий.

Надо не только создавать новое, но и сохранять то, что уже есть.

ГДЕ КУЗНИЦА КАДРОВ?

- Какими бы ни были инвестиции, предприятия не смогут успешно работать без молодых специалистов. Как вы оцениваете уровень их подготовки в крае? Соответствует ли профессионализм выпускников вузов и техникумов ожиданиям заводов, в том числе машиностроительных, оборонных?

- Действительно, формирование кадров, обладающих необходимыми навыками, - это одна из главных задач и для государства, и для самих предприятий. Какой бы качественной ни была теоретическая подготовка в учебном заведении, выпускник не сразу адаптируется к реальной работе на производстве. Ему не хватает практических навыков, опыта, да и просто знания специфики производства.

Однако в последнее время данному вопросу уделяют гораздо больше внимания. И это положительно сказывается на системе подготовки кадров. Открытый диалог между государством, учебными заведениями и промышленными предприятиями привел к созданию и распространению таких механизмов формирования компетенций, как дуальное образование, целевая подготовка, базовые кафедры, сетевая магистратура, модульные программы. Эти механизмы, несмотря на относительно небольшой срок их функционирования, уже успели доказать свою эффективность.

В качестве положительных примеров, можно привести деятельность таких предприятий, как «ОДК - Пермские Моторы», «Краснокамский РМЗ», «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», «Редуктор-ПМ», «Протон-ПМ», «Мотовилихинские заводы», «ПНППК», «Уралкалий» и многие другие. Например, на «Мотовилихинских заводах» есть свой учебный центр по подготовке рабочих кадров: в 2015 г. совместно с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом там открыли базовую кафедру «Специальное машиностроение». Идет работа и по другим направлениям.

Говорить о том, что проблема формирования кадров для промышленных предприятий полностью решена, слишком рано. Подготовка кадров - длительный процесс, требующий регулярной системной работы всех участников. Надо обеспечить формирование качественного правового поля, чтобы эффективно выстроить отношения между государством, образовательными учреждениями и промышленными предприятиями в части финансирования совместных проектов, возможности введения системы налоговых льгот для субъектов, участвующих в перспективных проектах подготовки кадров. Сегодня нужно совершенствовать методологические подходы, унифицировать и регламентировать требования к образовательным программам и квалификации преподавателей. Также считаю достаточно важным повышение качества мониторинга кадровой потребности и аттестации достигнутых результатов.

Нельзя забывать и о том, что мало подготовить кадры. Необходимо их в дальнейшем удержать на предприятии. И здесь должны включаться иные механизмы: адаптация, наставничество, мотивация. Это тоже надо реализовывать грамотно и системно, иначе затраченные усилия на подготовку кадров не принесут желаемых результатов.

Все эти нюансы решаемы. Думаю, мы двигаемся сейчас в правильном направлении. Самое важное, что проблему подготовки кадров понимают все участники этого процесса. Ее обсуждают, ищут лучшие варианты, делают реальные шаги в этом направлении. Если нам удастся сохранить такую же активность и открытость, то в скором будущем на промышленные предприятия будут приходить такие специалисты, которые нам нужны.

В ЧЕМ ИНТЕРЕС?

- Что необходимо сделать в регионе, чтобы молодежь стала интересоваться инженерными, рабочими профессиям? Расскажите о своих проектах.

- Работа в этом направлении уже идет. Промышленные предприятия, которые осознают необходимость работы с будущим поколением, уже сейчас взаимодействуют с различными образовательными учреждениями, включая школы, техникумы, вузы. Для молодежи проводят различные конкурсы, экскурсии, открытые уроки, специальные занятия, тематические мероприятия, направленные на повышение интереса к инженерным и рабочим профессиям. Надо максимально просто и доступно доносить информацию до учащихся и родителей о перспективах, которые может дать техническое образование. Кстати, такое общение часто выстраивается на различных выставках и форумах.

Важно понимать, что система подготовки кадров начинается со школьной скамьи и продолжается после трудоустройства на предприятие. Поэтому нужно развивать систему наставничества, поощрять участие работников в конкурсах профмастерства, создавать среду для карьерного роста работника и его самореализации.

Если говорить о дальнейших планах, то нужно собрать, проанализировать и распространить положительный опыт отдельных промышленных предприятий и перевести его в системную работу на краевом уровне. Для этого важно организовать площадку для обмена опытом между предприятиями и органами власти. Нужно также услышать мнение молодого поколения, понять его проблемы. Для повышения эффективности работы с молодежью нужно использовать как живое общение, так и социальные сети. Стоит всесторонне освещать тот факт, что сегодня инженерные и рабочие профессии востребованы. И у молодежи, выбравшей этот путь, есть хорошие карьерные перспективы.

- Надо ли вносить в ближайшее время какие-либо поправки в блок региональных законов, направленных на поддержку промышленных предприятий?

- В связи с повышением внимания к индустриальному сектору и формированию ключевых кадровых компетенций, а также в связи с появлением новых механизмов решения данных проблем, думаю, потребуется внесение поправок в региональные законы. Это касается нормативного поля в части регулирования взаимоотношений государства, учебных заведений и промышленных предприятий. Необходимо обеспечить такую систему, чтобы это партнерство было эффективным, взаимовыгодным, прозрачным и регламентированным. Это, конечно, требует более детальной проработки.

Анна Калинина,
Аргументы и Факты. Город для жизни, №3 (43),
24 июня 2017 г.

Вернуться в начало раздела