614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

Архив Трибуна депутата

Александр Шицын: «В режиме жестких задач»

дата публикации: 15.11.2017 00:00

Очередной парламентский год подходит к концу. Уже сверстаны все планы на предстоящую трехлетку, определены приоритеты и финансирование. И даже закон "О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" принят в первом чтении. На тридцатое ноября запланирована последняя пленарка, где бюджет будет рассмотрен и поддержан в окончательной редакции. После чего депутаты краевого Законодательного Собрания разъедутся по своим округам с отчетами о проделанной работе.

Каким был этот парламентский год? Что полезного было сделано краевыми депутатами для своего региона и округа? Какие переходящие проблемы остались и как они будут решаться? На эти и другие вопросы отвечает Александр Шицын, депутат Законодательного собрания Пермского края по партийному округу №13 (Соликамск, Соликамский и Александровский районы).

РЕФОРМА ПОДХОДОВ И РЕШЕНИЙ

Александр Борисович, завершается очередной парламентский год. Каким он был для Законодательного собрания? Что полезного было сделано?

- Год был достаточно сложным, поскольку в край пришел новый губернатор и следом началось укрепление правительственной команды. Реформировались подходы к государственному управлению, расставлялись новые приоритеты. А в условиях перемен работать непросто. В нашем случае позитивным было то, что Максиму Решетникову не надо было долго входить в курс дела. У него хороший возраст и он местный. Он знает проблематику, умеет слышать и обладает необходимыми управленческими навыками, полученными во время работы в правительстве Москвы.

Поэтому в первый месяц работы в Прикамье Максим Геннадьевич запросил парламентского одобрения на ряд проектов и инициатив. Это, во-первых, серьезное вложение средств в дорожные ремонты и в обустройство дворов, что мы называем комфортной средой. Во-вторых, это выстраивание взвешенной социальной политики. Как пример - господдержка первых родов, которая при прежнем главе региона носила откровенно дискриминационный характер.

В-третьих, это постоянная работа в проектах по расселению ветхого и аварийного жилья, которое в нашем регионе является настоящим бедствием.

С учетом этих трендов мы еще в первой половине года откорректировали бюджет текущего года, поддержав все начинания нового губернатора. Считаю, это было на пользу Пермскому краю и его жителям.

Что вы бы выделили как главное достижение?

И как это отразилось на жизни избирателей вашего округа?

- Считаю, что главное достижение - это изменение отношения к дорожной сфере и к благоустройству. Со временем у нас в регионе сформировался стереотип, что как задачи по дорожному строительству и ремонтам ни ставь, все равно их реализация начнется в лучшем случае в конце лета. Все заложенные в бюджете деньги не осваивались, поэтому часть из них перераспределялась на другие направления. Ну, а благоустройство было в приоритете больше на словах, чем на деле. Считалось, что это забота поселений и региональной власти спускаться вниз вроде как ни к чему.

Нынче все изменилось. Жесткие задачи губернатора по срокам дорожных ремонтов, возвращение средств в региональный дорожный фонд, привело к тому, что в отрасль были вложены беспрецедентные деньги - порядка 13 миллиардов рублей. Понятно, что это преимущественно на дороги регионального значения, но и муниципалитеты - тоже получили существенные средства. К примеру, наш Александровский район получил из регионального дорожного фонда, с учетом невыплат прошлых лет, более пятидесяти миллионов рублей. На эти средства в Александровске был отремонтирован транзитный участок дороги по улице Братьев Давыдовых, за счет средств по программе моногородов были частично отремонтированы улицы Войкова и Кирова. А в поселке Яйва были отремонтированы улица 6-й Пятилетки, Юбилейная и Парковая.

Начал реализовываться большой проект по обустройству дворовых территорий - "Комфортная среда". В Александровске в рамках этого проекта было приведено в порядок пять дворов. Они были заасфальтированы, были установлены лавочки и сделано освещение.

В следующем году эти проекты сохранятся?

- Денег Александровский район получит несколько меньше, потому что нынче нам возмещали долги прошлых лет. Дали то, что недоплачивалось на протяжении прошлого и позапрошлого годов. Сейчас долги выбраны, средства вложены. В следующем году на ремонт дорог в Александровском районе будет выделено из краевого дорожного фонда не менее 25 миллионов рублей. Администрация района готовится к заявочной кампании на 2018 год: идет разработка проектов, определяется финансирование и требования к подрядчикам. Я подключусь к этим вопросам, если появится необходимость. Пока все идет в штатном режиме.

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОСТРОЙКАХ

Краевое Законодательное собрание уже рассмотрело закон "О бюджете в Пермском крае на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Вы его поддержали?

- Закон был принят в первом чтении на октябрьском пленарном заседании. Я голосовал "за". Потому что это, в первую очередь, социальный бюджет, поскольку более 75 процентов средств краевой казны будут направляться на здравоохранение, образование, социальную политику и культуру. И потому что это бюджет развития. Ведь средства будут не только расходоваться на текущие нужды, но и вкладываться в будущее. В ближайшие три года в строительство ФАПов, больниц и поликлиник будет вложено 6,9 миллиарда рублей, в строительство дорог регионального значения - 7,1 миллиарда, в строительство объектов культуры - 7,8 миллиарда, в строительство школ и детских садов - 3,4 миллиарда, в переселение граждан из ветхого и аварийного жилья - 1,5 миллиарда рублей.

Если говорить про мою специализацию, то я работаю в парламентском комитете по развитию инфраструктуры и являюсь заместителем председателя постоянно действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов градостроительства, строительства и землепользования в Пермском крае. И сегодня одна из главных отраслевых проблем, которой я плотно занимаюсь, - это переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Я знаю эту тему, поскольку активно занимался ею во время работы главой Александровского района. Вы помните, что в рамках этой программы мы построили несколько двухэтажных домов в Александровске и современный пятиэтажный дом в Яйве. Это как раз тот пример, который доказывает, что проблему ветхого и аварийного жилья в отдаленных территориях Прикамья можно решить только через строительство нового жилья.

А почему нельзя решить через покупку вторички на местном рынке жилья?

- Потому что в большинстве муниципалитетов этот рынок не сформирован. Речь тут не только о переселенцах из ветхого и аварийного, но и о детях-сиротах, и вообще обо всех тех категориях населения, которые должны быть обеспечены жильем за счет государства. И если, к примеру, в небольшом муниципалитете в этой льготной очереди стоит 200-300 человек, то такого количества свободных квартир, предлагающихся к продаже, там просто нет. Тем более что нужны не просто абы какие квартиры, а соответствующие определенным требованиям по метражу и в конкретном ценовом пределе, который по существующему законодательству несколько ниже рыночного.

Поэтому я неоднократно выступал и на рабочих группах, и на заседаниях комитетов, что необходимо изменить механизм финансирования этих жилищных программ. В частности, предлагал предусмотреть дополнительное субсидирование для тех муниципалитетов, где стоимость квадратного метра жилья для расчета субсидий на строительство или приобретение жилья ниже федерального норматива. То есть довести финансирование до федерального норматива - 36 тысяч рублей за квадратный метр. Это даст возможность муниципалитетам заходить с такими субсидиями в новое строительство. Строить новые дома, объединяя в них участников различных программ, начиная от детей-сирот, переселенцев из ветхого и аварийного жилья и заканчивая служебными квартирами для привлечения в территорию врачей и учителей. Только таким способом можно решить проблему нехватки жилья под государственные нужды в отдаленных территориях.

В обновленном составе правительства меня услышали. Там тоже понимают, что только строительство нового жилья решит эту застарелую проблему. Поэтому ждем эффекта от этой работы. Сейчас идут согласительные процедуры по формированию новых механизмов финансирования жилищных программ.

ПРОБЛЕМЫ КАПРЕМОНТА

Какие проблемы в Пермском крае пока далеки от разрешения?

С чем они связаны?

- Проблем много. Но из тех, что на виду - это работа Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае. Где бы я ни проводил прием, всегда возникают вопросы по этой организации. Мы эти вопросы переадресовывали правительству и только с приходом нового губернатора получили честные и объективные ответы.

Проблемы здесь все системные. Во-первых, это неисполнение программы капремонтов. Всего 22 процента от плана по итогам трех лет. Новое руководство Фонда обещает в следующем году выровняться и войти в график. Мы ему пока верим. Во-вторых, громоздкий механизм предоставления компенсаций жителям, достигшим 70- и 80-летнего возраста. Нужно льготы давать по факту достижения такого возраста, а не гонять людей по кабинетам с бумажками. В-третьих, предъявляются штрафные санкции тем, кто отказывается платить в фонд. Это несправедливо, поскольку жителей не за что штрафовать. Ведь программа не исполняется, а собранные с населения деньги - порядка 2,5 миллиарда рублей - лежат мертвым грузом на счетах фонда.

И что делать?

Может, все-таки пора закрыть этот фонд, как того требовала парламентская оппозиция два-три года назад?

- Нельзя его закрывать, потому что это будет нарушением федерального закона. Фонду нужен нормальный директор, который организует исполнение программы капремонта. Если люди увидят реальную пользу от этого проекта, то проблем со взносами не будет. Там многое нужно упростить, там нужно облегчить процедуру получения компенсаций, объявить амнистию по пени для тех, кто готов платить. Ну и самое главное - в работу Фонда капремонта необходимо вовлекать руководство муниципалитетов. Без них этот большой проект не вытянуть. Пока есть предложение передать функции технического заказчика Фонда капремонта крупным муниципалитетам, у которых есть соответствующие возможности. Я буду поддерживать все эти предложения, когда вопрос реформирования работы Фонда вынесут на пленарное заседание краевого парламента.

Сергей Смолин,
Боевой путь (Александровский район), №45 (8274),
10 ноября 2017 г.


Вернуться в начало раздела