Архив Трибуна депутата

Александр Борисов: «Эволюция муниципального управления»

дата публикации: 28.02.2018 17:16

Современные реалии таковы, что вопрос правильной организации местного самоуправления – это даже не вопрос эффективности.

BorisovAV_.jpg Для многих территорий, особенно с низким налоговым потенциалом, форма организации местного самоуправления является вопросом выживания. Можно бесконечно говорить о важности инвестиционной политики территории, политики брендирования, наличия открытости власти и следования иным новым веяниям, но без эффективного базиса в виде правильно выстроенной системы муниципального управления решение даже самых простых задач, будь то обеспечение бесперебойного водоснабжения, либо содержание автомобильных дорог, представляется невозможным.

Существующая сегодня система разделения полномочий в муниципальных районах предусматривает весьма несбалансированный механизм финансового распределения, абсолютно не отвечающий объему полномочий, реализуемых различными субъектами муниципального управления. Кроме того, он представляет собой достаточно сложную для понимания выстроенную горизонтально систему правоотношений, с зачастую дублирующимся функционалом и полным отсутствием мотивационных и стимулирующих факторов, которые влияли бы на совместное решение наиболее важных для территории задач местного значения. Иными словами, исполнительные и представительные органы местного самоуправления района, обладая большим финансовым ресурсом, как правило, склонны использовать его без учета интересов поселенческих структур. В свою очередь, не имея возможности исполнить свои полномочия, ОМС уровня поселений попросту бездействуют, усугубляя и без того сложную финансовую ситуацию наличием дополнительных обременений в виде применяемых в отношении муниципальных структур со стороны контрольно-надзорных органов административных и финансовых санкций. Безусловно, такая ситуация типична не для всех муниципальных образований и в большей степени относится к территориям с низким налоговым потенциалом. Сегодня лично я вижу лишь одно решение данной проблемы, и это решение – реформирование системы местного самоуправления посредством создания на территориях единого организационно-функционального пространства в форме городского округа с единым центром принятия решений и центром ответственности.

К сожалению, на сегодняшний момент федеральное и региональное законодательство предусматривает лишь одну форму организации на территории консолидированной системы управления, хотя зачастую, многие муниципальные образования, преобразованные до настоящего времени, и стоящие на пути преобразования в текущем периоде, с юридической точки зрения сложно назвать городскими округами. На мой взгляд, перед законодателем стоит вопрос закрепления в федеральном законе № 131 новой формы организации местного самоуправления, отличной по своим структурным характеристикам от уже имеющихся форм: городского округа, муниципального района и поселений. По имеющимся у меня сведениям, вопрос о включении в указанный закон положений о муниципальном округе, в состав которого могли бы входить расположенные на достаточно удаленном расстоянии друг от друга и имеющие достаточный уровень организационной самостоятельности, населенные пункты. Отдельно хотелось бы отметить, что решение о преобразовании должно основываться на детальном анализе существующей финансовой экономической и политической ситуации на территории, а также учитывать опыт других территорий, прошедших данный путь ранее. В Пермском крае в качестве показательных примеров могут служить Лысьвенский и Губахинский городские округа. Как показала практика в них, благодаря реформе местного самоуправления удалось добиться более эффективного распределения финансового ресурса, выстроить простую и понятную для населения систему муниципального управления, сконцентрироваться на решении особо важных и значимых задач, в том числе, на долгосрочную перспективу.

Самое главное понимать, что любое преобразование должно носить эволюционный характер, а модернизация процесса управления территорией не должна привести к регрессу и ухудшению показателей социально- экономического развития территории.


Вернуться в начало раздела