Архив Трибуна депутата

Александр Шицын: «Очереди во многих муниципалитетах не двигаются»

дата публикации: 13.09.2018 17:39

О новой редакции закона «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае»

Еще летом в региональные СМИ просочились слухи, что будет изменен закон "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае". В Прикамье в большинстве территорий скопились очереди, в которых такие семьи годами не могут получить причитающийся им земельный участок. И наиболее радикальные политики уже публично заявляли, что раз этот проект терпит фиаско, то надо просто выдать людям деньги вместо земли и тему закрыть.

 Как на самом деле обстоят дела с обеспечением многодетных семей земельными участками? Что предлагается изменить в законе? Будут ли давать деньги вместо земли? И как это отразится на решении проблемы с обеспеченностью земельными участками многодетных семей в Соликамске? 

Давайте вспомним, что инициатива о предоставлении бесплатных земельных участков многодетным семьям появилась в 2011 году. Ее инициатором был тогдашний президент Дмитрий Медведев. Тогда же был принят региональный закон "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае", который обязал муниципалитеты предоставлять эти земельные участки, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, многодетным семьям бесплатно. Это нормальная идея: чтобы многодетные семьи строились, жили на земле, воспитывали детей в заботе о земле и в том числе кормились от земли. Ведь хороший урожай на личном подворье - это всегда плюс к семейному бюджету.

Я тогда работал главой Александровского района. И когда до нас, глав, довели наши новые обязательства, мы согласились, что землю найдем и нарежем. Вопрос был только один: за чей счет будет строиться инфраструктура для этих участков? Ведь к ним нужно построить новые дороги, подвести свет, воду, газ. И нам ответили, что это наши полномочия и наши деньги. Поскольку возможности бюджетов ограничены, то было понятно, что количество земельных участков, обеспеченных всей инфраструктурой, закончится быстро. И оно закончилось. Последние три года очереди во многих муниципалитетах не двигаются, встали. По состоянию на 1 мая текущего года в Пермском крае на учет было поставлено 18168 многодетных семей, из них земельные участки получили только 11267 семей. Доля обеспеченности составила 62 процента.

В июне Совет муниципальных образований Пермского края на выездном заседании в Лысьве обсуждал промежуточные итоги проекта по бесплатному предоставлению земельных участков для многодетных семей. В качестве самого проблемного муниципалитета там действительно фигурировала Пермь. В краевом центре состоят на учете 5877 многодетных семей, из них только 1957 были обеспечены бесплатными земельными участками. Это треть от всех нуждающихся. Для остальных земли нет. В наличии только два земельных участка, удовлетворяющих всем требованиям. Если учесть, что за прошлый год участками были обеспечены только 34 пермяка, то при нынешних темпах исполнения этой инициативы очередь удастся ликвидировать только через 115 лет. Это при условии, что не появятся новые многодетные семьи.

Именно от этого отталкивался Совет муниципальных образований, когда готовил свои предложения по внесению изменений в закон. Их было два. Во-первых, у муниципалитетов должна появиться вариативность исполнения данного закона. Если раньше это был только земельный участок, обеспеченный инфраструктурой, то теперь возможна единовременная денежная выплата на покупку такого участка. Она будет иметь целевой характер. Покупка земельного участка не будет привязана к конкретному муниципалитету: купить его можно будет в любом - в рамках установленной суммы. Во-вторых, этот закон будет касаться не всех многодетных семей, а только тех, кто официально нуждается в улучшении жилищных условий. Эти предложения были поддержаны нами в первом чтении на августовском пленарном заседании.
Пока механизм выглядит так: как только закон будет принят в окончательном варианте, у муниципалитетов появится право ввести это новое расходное обязательство. И если, к примеру, Соликамская городская Дума считает, что земель в городе и пригороде нет и выполнить эту президентскую инициативу в старой редакции невозможно, то она голосует за введение дополнительной меры - целевой денежной выплаты. Определяются размер этой выплаты и порядок ее предоставления. После чего многодетным предлагается искать земельные участки со всей необходимой инфраструктурой, имеющиеся в свободной продаже по всему Пермскому краю в рамках установленной суммы. И соликамские многодетные находят такие участки, например, на окраинах Чердынского или Красновишерского районов, потому что земля там дешевая и они укладываются в определенный для них лимит, заключают сделки по покупке этой земли, а бюджет перечисляет деньги.

Сейчас идет доработка этого законопроекта ко второму чтению. Я и многие мои коллеги в Законодательном Собрании недовольны тем, что новшества направлены только на решение проблемы с многодетными в краевом центре. Мы же понимаем, что сегодня лишние деньги, не связанные жесткими расходными обязательствами и целевым направлением, есть только у двух муниципалитетов - у Перми и Березников. У остальных земля есть, но она не подходит под требования закона, потому что не обеспечена инфраструктурой. И денег на это в бюджетах тоже нет.

А в Соликамске вообще очень показательная ситуация. На 1 мая нынешнего года, а учет шел до муниципальной реформы, в самом Соликамске обеспеченность многодетных семей земельными участками составляла 40,5 процентов, в очереди стояло 415 семей. Есть 78 свободных участков. Но очередники от них отказываются. Кому-то не нравится место, кому-то нужна не земля, а деньги на улучшение жилищных условий. Надежды на то, что при объединении Соликамска и Соликамского района эта проблема как-то сама собой рассосется, нет. Потому что на 1 мая в районе обеспеченность многодетных семей земельными участками составляла 92,4 процента, в очереди стояло всего 12 семей. Но свободных земельных участков, подходящих под требования, там нет. И если даже эти 12 семей из бывшего района получат участки в городской черте, то проблему это не решит. Очередь из 400 соликамских многодетных семей, которые не хотят получать земельные участки, никуда не денется. Раз они не берут землю у себя в городе, где она имеет хоть какую-то цену, то вряд ли станут получать через выкуп в отдаленных районах, где она вообще ничего не стоит.

Я понимаю, большинство городских семей, живущих в многоквартирных домах, не рассматривает вариант строительства своего дома, поэтому не хотят получать участок под индивидуальное жилищное строительство. Тогда надо расширить варианты применения данной льготы. Именно поэтому я записался в рабочую группу по доработке закона ко второму чтению. И подготовил поправку, чтобы у многодетных появилась возможность направить данную целевую выплату не только на приобретение земельного участка, но и на улучшение жилищных условий в установленных ценовых лимитах. В конце концов муниципалитету ведь без разницы, за что платить - за земельный участок или за квадратные метры жилья. Лишь бы улучшались жилищные условия многодетных семей. Замечу, что использовать целевую выплату можно будет как на приобретение отдельного жилья, так и на улучшение жилищных условий. То есть при покупке жилья целевая выплата может быть добавлена к собственным средствам семьи.  Принятие закона во втором чтении запланировано на 20 сентября.



Вернуться в начало раздела