614006 г. Пермь, ул. Ленина, 51,
тел.: (342) 217-75-55
факс: (342) 235-12-57
e-mail: zsperm@zsperm.ru

История

Музей

Музей Законодательного Собрания был открыт в 2004 году. Экспозиция расположена в двух помещениях, размещена в 13 витринах и построена по тематическому принципу: история парламентаризма в России; формирование и деятельность Законодательного Собрания: выборы депутатов, структура Законодательного Собрания, председатели Законодательного Собрания, комитеты, фракции и депутатские группы, принятие законов, работа с избирателями, взаимодействие с представительными органами муниципальных образований, межпарламентская деятельность и др. В 4 витринах расположены сувениры, подаренные делегациями представительных органов власти субъектов Российской Федерации, зарубежных парламентов.

Экспонаты музея рассказывают о выборах в Законодательное Собрание, об ежедневной законотворческой деятельности Законодательного Собрания, работе депутатов с избирателями. В фонде музея собраны фотографии, документы, личные вещи депутатов, подарки коллег-парламентариев и жителей Пермского края.


Зал 1. Истоки парламентаризма в России 
Истоки парламентаризма в России

Во все исторические эпохи на формах учреждений высшей государственной власти отражалась особенность России как самодержавной монархии. До начала XX века государственные учреждения находились в полном подчинении власти императора, формировались исключительно из представителей господствующих классов, и ни одно учреждение не имело права самостоятельной законотворческой деятельности.   

Витрина 1. Традиции народовластия  

Традиции народовластия

В древней Руси существовала такая форма самоуправления, как вече, представительный орган от всех категорий населения, время от времени собиравшийся в городах по мере необходимости в связи с каким-либо событием (война, выборы князя, новые налоги). Веча продолжали традиции более древних родоплеменных собраний, где обсуждались самые важные вопросы общественной жизни, и обладали законодательной властью.

С середины XVI века в Московском государстве существовал законосовещательный сословно-представительный орган – Земский Собор. Первый Собор состоялся в 1549 году при Иване Грозном, последний в 1684 году при Петре I. Постоянным законосовещательным органом при царе была Боярская Дума, состоявшая из представителей высшей знати государства из старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных.

В 1700 году император Петр I учредил новый государственный орган – Правительствующий Сенат. Помимо законосовещательной функции, Сенат обладал ограниченным правом законодательной инициативы и руководил коллегиями. Со временем роль Сената в государстве менялась, окончательно он был распущен в 1917 году. В правление императора Александра I была проведена реформа государственного управления, в 1801 году учрежден Непременный (Государственный с 1810 года) Совет и введены министерства. Создание Государственного Совета было одним из пунктов программы реформирования государственной власти, разработанной М.М. Сперанским.

С 1906 года Государственный Совет был утвержден в качестве верхней палаты российского парламента (в него вошло 98 назначенных и 98 избранных членов), нижней палатой стала Государственная Дума.

Витрина 2. Государственная Дума Российской империи. Депутаты от Пермской губернии

Государственная Дума Российской империи. Депутаты от Пермской губернии

После революционных событий 1905 года император Николай II издал Манифест об учреждении в России Государственной Думы. Были разработаны Правила и Положение о выборах, Инструкция о порядке участия в выборах и проведения их. Выборы в Государственную Думу состоялись в 1906 году. К выборам допускались подданные империи с 25 лет, удовлетворявшие ряду сословно-имущественных цензов.

Состоялось четыре созыва:
• 27 апреля 1906 года по 9 июля 1906 года - I Государственная Дума;
• 20 февраля 1907 года по 2 июня 1907 года - II Государственная Дума;
• 1 ноября 1907 года по 12 июня 1912 года - III Государственная Дума;
• 15 ноября 1912 года по 25 февраля 1917 года - IV Государственная Дума.

В составе I Государственной Думы сложилось несколько фракций: кадеты, трудовки, социал-демократы, польское коло, мирнообновленцы, независимые. По социальному составу 109 депутатов были землевладельцами, 120 - земледельцами, 153 - представители интеллигенции, 25 - рабочие. От Пермской губернии в Государственную Думу избирался 41 человек. По роду занятий это были: предприниматели и торговцы (14), земледельцы (13), рабочие (7), священнослужители (6), интеллигенция и чиновники (14).

Дума утверждала государственный бюджет, уделяла внимание разработке мер социальной защиты малоимущих, приняла фабрично-заводское законодательство, одно из самых передовых в Европе. Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение, строительство школ, больниц, церковных храмов. За 72 дня работы парламентарии Государственной Думы первого созыва успели отменить смертную казнь.

В дореволюционной Государственной Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов Правительству, гласность пленарных заседаний.

Витрина 3. Деятельность земства в Пермской губернии

Деятельность земства в Пермском крае

В XIX веке в Российской империи проведены реформы буржуазного характера, в том числе в 1864 году введено земство - система выборных органов ме­стного самоуправления. Земства представляли собой уникальное явление российской истории, они способствовали развитию самодеятельности на местах и аккумулировали в своей деятельности общественные интересы и задачи. Земства ведали народным образованием, здравоохранением, строи­тельством дорог, содействовали развитию крестьянского хозяйства, кустарных промыслов и пр.

Земство в Пермской губернии введено в 1870 году, впоследствии имело всероссийскую известность, считалось одним из самых бо­гатых и успешных в России. С 1870 по 1917 годы земством Пермской губернии наряду со следующими мероприятиями: реконструкцией Сибирского тракта, строительством Уральской горнозаводской железной дороги, открытием университета были проведены и другие, не менее важные: строительство школ, больниц, народных домов, организация сельскохозяйственных вы­ставок, агрономических курсов, поддержка кустарных промыслов, создание кустарно-промышленного банка, сбор статистических данных.

Одним из важнейших направлений земской деятельности была поддержка кустарных промыслов, что в условиях Пермской губернии было очень важно. Земские техники изучали местные кустарные промыслы, условия труда кустарей, рынки сбыта изделий; занимались распространением технических знаний, устраивали учебно-показательные мастерские и организовывали выставки.

Первым председателем губернской земской управы был Д.Д. Смышляев, который приоритетными направлениями считал народное образование и медицинскую помощь. Под его редакцией издавался «Сборник Пермского земства» для освещения деятельности земских учреждений. Последним председателем губернской земской управы был Е.Д. Калугин. В 1916 году при поддержке земства в Перми был открыт университет.

Витрина 4. Органы Советской власти (1917-1993 гг.)

Органы Советской власти (1917-1993 гг.)

После Октябрьского переворота в 1917 году в России начала складываться новая система органов власти. Конституция 1918 года закрепила принцип множественности законодательных органов. Законодательны­ми полномочиями в Советском государстве обладали: Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Совет Народных Комиссаров (СНК). На местах власть принадлежала губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам.

Первый Пермский губернский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состо­ялся в декабре 1917 года, а объединенный Пермский губернский съезд Советов рабочих, сол­датских и крестьянских депутатов - в апреле 1918 года.

Высшим органом власти по Конституции 1936 года стал Верховный Совет СССР. В областях, краях, районах вместо съездов Советов стали избираться просто Советы. Испол­комы Советов стали теперь только исполнительно-распорядительными органами.

С образованием в 1938 году Пермской области были созданы самостоятельные орга­ны областной власти. Высшим органом власти стал Пермский областной Совет депутатов трудящихся, а с 1977 года после принятия новой Конституции СССР - Пермский областной Совет народных депутатов.

В 1993 году в ходе политического кризиса советская система ор­ганов представительной власти была ликвидирована, был распущен Съезд народных депу­татов и Верховный Совет, затем Советы всех уровней.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года впервые субъекты Российской Федерации получили право самостоятельно формировать свои представительные (законодательные) ор­ганы власти в регионах.

Зал 2. Законодательное Собрание Пермского края 

Музей Законодательное Собрание Пермского края

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году были определены место и функции органов за­конодательной власти субъектов РФ, их компетенция и полномо­чия, принципы взаимодействия с исполнительной властью. Процесс формирования нового представительного органа власти проходил на основе решений, принятых Малым Советом Пермского областного Совета народных депутатов и администрации Пермской области в соответствии с федеральным законо­дательством.

Законодательное Собрание – выборный, коллегиальный, постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти Пермского края.


Витрина 1. Законодательное Собрание Пермской области (1994-2006). Становление законодательной власти в Пермском крае

Законодательное Собрание Пермской области (1994-2006).Становление законодательной власти в Пермском крае

История деятельности Законодательного Собрания Пермской области начинает­ся в 1994 году. Выборы депутатов проходили по мажоритарной избирательной системе, по 40 одномандатным округам.

Выборы первого созыва состоялись 20 марта 1994 года;

Выборы второго созыва - 14 декабря 1997 года;

Выборы третьего созыва - 9 декабря 2001 года.

3 декабря 2006 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края первого созыва по смешанной избирательной системе, по 30 одномандатным округам и по партийным спискам. Было избрано шестьдесят депутатов, сформировано пять партийных фракций.

Председатель Законодательного Собрания избирается из числа депутатов тай­ным голосованием на альтернативной основе на срок полномочий представительного органа власти. Председатель наде­ляется полномочиями, необходимыми для организации и обеспечения деятельности Законодательного Собрания, его органов и аппарата.

Первым председателем Законодательного Собрания был избран Евгений Саулович Сапиро (1994-1997 гг.); председателем Законодательного Собрания второго созыва избран Юрий Германович Медведев (1997-2000 гг.). С 2000 года председателем дважды избирался Николай Андреевич Девяткин; он руководил Законодательным Собранием Пермской области третьего созыва и Законодательным Собранием Пермского края первого созыва. 

Витрина 2. Законодательное Собрание Пермского края второго созыва (2011-2016)

Законодательное Собрание Пермского края второго созыва (2011-2016)

Законодательное Собрание Пермского края второго созыва избрано 4 декабря 2011 года. Кроме 30 депутатов, избранных по одномандатным округам, в состав вошли 30 депутатов от политических партий: ЕДИНОЙ РОССИИ, Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России, СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. Сформированы четыре партийные фракции.

Председателем Законодательного Собрания был избран Валерий Александрович Сухих, первым заместителем – Игорь Валентинович Папков, заместителями – Сергей Валерьевич Митрофанов и Лилия Николаевна Ширяева.

В Законодательном Собрании сформировано пять комитетов: по социальной политике; по экономическому развитию и налогам; по развитию инфраструктуры; по государственной политике и развитию территорий; по бюджету.

Витрина 3. Как рождается закон

Как рождается закон

Раздел экспозиции оформлен в виде схематического путешествия по теме «Как рождается закон». Законодательная инициатива (кому принадлежит право), законопроект, пленарное заседание - принятие в первом чтении, создание рабочей группы, правовая и аналитическая экспертиза законопроекта, поправки, подготовка ко второму чтению, пленарное заседание - принятие закона во втором чтении, опубликование, действие закона, исполнение, контроль закона. 

Витрина 4. Межпарламентское сотрудничество. Взаимодействие Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления

Межпарламентское сотрудничество. Взаимодействие Законодательного Собрания с представительными органами местного самоуправления.

Взаимодействие Законодательного Собрания Пермского края с органами местного самоуправления осуществляется на основе Соглашений о сотрудничестве с Земскими собраниями, городскими Думами муници­пальных образований.

В 2000 году создан Совет представительных органов – постоянно дей­ствующий совещательный орган для координации нормотворческой деятельности и иного взаимодействия Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных образований Пермского края.

Законодательное Собрание Пермского края ведет активную межпарламентскую деятельность с Федеральным Собранием РФ, с представительными органами власти субъектов РФ; подписан ряд Соглашений о сотрудничестве с парламентами Кировской, Самарской, Ставропольской, Тюменской областей, Республик Коми, Марий-Эл, Татарстан и других регионов. Законодательное Собрание взаимодействует с представителями земли Нижняя Саксония (ФРГ), графства Оксфордшир (Великобритания).

В 2003 году состоялся референдум, на котором жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа поддержали объединение в единый субъект федерации. В 2005 году был образован Пермский край, имеющий свои официальные государственные символы – герб и флаг.

Витрина 5. Работа депутатов с избирателями. Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края

Работа депутатов с избирателями.  Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края.

Работа депутатов Законодательного Собрания не ограничивается участием в законотворческом процессе. Одним из направлений депутатской деятельности является работа в избирательном округе: прием граждан по личным вопросам, оказание содействия в решении социальных проблем, организация и проведение массовых мероприятий для жителей округа.

В апреле 2009 года начал свою работу Молодежный парламент при Законодательном Собрании Пермского края. Молодежный парламент создан как форма участия молодежи в процессе выработки и принятия законодательных решений в сфере формирования и реализации государственной молодежной политики в Пермском крае. Сформирована система молодежных парламентских структур муниципального и регионального уровня.

С 2006 года проводится Парламентский урок, цель которого содействовать становлению гражданского самосознания учащихся в ходе знакомства с законотворческой деятельностью Законодательного Собрания Пермского края. Ежегодно Парламентский урок завершается творческим конкурсом «Будущие законодатели Пермского края».