Архив Трибуна депутата

Андрей Бурдин: «Деньги надо брать, пока дают»

дата публикации: 21.09.2018 17:06

Какие риски ожидают преобразованные муниципалитеты? И надо ли тем, кто пока не принял решение о вхождении в реформу, торопиться или стоит еще подождать?

Весь год в краевом Законодательном Собрании принимаются законы, связанные с новой муниципальной реформой. Ведь по инициативе губернатора Пермского края Максима Решетникова в нашем регионе началось масштабное преобразование муниципальных районов в городские округа. В этом году уже созданы Горнозаводский, Гремячинский, Кизеловский, Краснокамский, Оханский и Чайковский городские округа. Произошло укрупнение двух существующих городских округов - Березников, к которым присоединился Усольский район, и Соликамска, в состав которого вошел Соликамский район. И в очереди на реформирование в городские округа стоит еще с десяток муниципалитетов. Зачем территории идут по этому пути? 

С приходом губернатора Максима Решетникова у нас началась новая муниципальная реформа - преобразование районов в городские округа. Максим Геннадьевич работает не сам по себе, он член президентской команды и реализует политику в русле актуальных федеральных трендов. Преобразование муниципальных районов в городские округа, укрупнение городских округов и аккуратный демонтаж поселенческого уровня власти - это сегодняшняя федеральная повестка. На недавнем съезде Совета муниципальных образований Пермского края прямо говорилось, что так называемая "реформа Козака", по которой в 2003 году у нас появились городские округа, муниципальные районы, а также городские и сельские поселения, не оправдала возложенных на нее надежд.

Приводились и примеры: в нашем регионе все поселения дотационные, потому что экономики там почти нет. И больше половины из поселений тратят не менее 80 процентов своих консолидированных бюджетов на зарплаты чиновников. То есть проедают не только все собственные доходы, но и дотации вышестоящих уровней власти. Это неэффективные расходы, от которых необходимо избавляться. Такова позиция исполнительной власти.

Как происходит реформирование района в округ? Сначала депутаты базового городского поселения принимают решение о выходе из состава района и создании на своей базе городского округа. Когда они это решили, то обращаются в краевое Законодательное Собрание. Мы принимаем закон о создании нового городского округа. Потом реформа продолжается в территории, когда районные и поселенческие представительные органы власти принимают решения о присоединении к новообразованному городскому округу. Когда все поселения такие решения приняли и район с этим согласился, то они опять обращаются к нам. И мы вновь принимаем закон, который устанавливает границы нового городского округа в рамках бывшего района. После чего там проводятся выборы нового представительного органа, проводится конкурс по отбору главы для нового муниципалитета. После чего демонтируются все старые органы власти - районные и поселенческие. Остается одна власть. С одним главой, одним представительным органом и одним бюджетом.

Это общая схема, по которой шли все муниципальные районы. По укрупнению городских округов, а это произошло в Березниках и Соликамске, в подробности уходить не буду. Для моего избирательного округа это неактуально.

Процесс начинают сами руководители местного уровня, понимая, что без сокращения расходной части бюджетов им не выжить. Они проедают все и даже больше, и не имеют возможности консолидировать хоть какие-то средства на собственные муниципальные программы. Переход в округ - это возможность освободиться от излишних управленческих расходов. Это возможность укрепить властную вертикаль и консолидировать ответственность в одном месте. И это возможность получить дополнительные бонусы, которыми сегодня стимулируется данный процесс.

В частности, мы еще весной приняли закон "О финансовом обеспечении в связи с отдельными видами преобразования муниципальных образований в Пермском крае", в рамках которого на каждый сэкономленный в рамках реформы рубль местного бюджета будет даваться рубль из краевого. И эти средства могут быть направлены на реализацию муниципальных программ по развитию преобразованных территорий. Субсидии планируется предоставлять ежегодно в течение трех лет, начиная с года, на который впервые сформирован единый бюджет городского округа. При этом общий объем дополнительных субсидий для этих муниципалитетов оценен в 200 миллионов рублей в год на всех.

Но это общие преференции. А есть и уникальные. К примеру, решение какой-то большой проблемы в территории за счет средств краевого бюджета. Краснокамску дают 200 миллионов рублей на перекладку городских водопроводных сетей, Горнозаводску дают 60 миллионов рублей на модернизацию котельной и так далее.

К примеру, инициатива по преобразованию Оханского района в городской округ целиком и полностью принадлежит главе Дмитрию Байдину. Он убедил местных депутатов, отработал объединительный проект. Понимаю, что ликвидация поселений будет воспринята местным населением болезненно. И очень надеюсь, что новая окружная власть подхватит эту тему, создав на месте поселений территориальные подразделения администрации.

Если продолжать анализировать ситуацию по моему избирательному округу, то объединительная тема пока закрыта по Большесосновскому и Частинскому районам. В их составах нет городских поселений, поэтому их юридически невозможно преобразовать в городские округа. Да и не надо этого делать в территориях, где вообще нет городского населения. Подождем осенней сессии Государственной Думы, где будет узаконено новое понятие - "сельский округ", а там уже будем смотреть. Что же касается Нытвенского и Очерского районов, то они в повестке, соответствуют всем критериям для реформирования в городские округа. И местным элитам уже давно пора двигаться в этом направлении. Причем торопиться, чтобы успеть запрыгнуть на подножку уходящего поезда.

Если район заходит в реформу сейчас, то получает свои бонусы в размере 15-20 миллионов рублей в течение трех лет для участия в программах, получает возможность этими деньгами войти в региональные проекты и привлечь еще денег из края. Ремонтировать на эти деньги дороги, строить спортивные объекты, заниматься благоустройством. А главы района и поселений получат работу в новой администрации городского округа как руководители территориальных подразделений, которые будут созданы вместо поселений. А если им такое трудоустройство неинтересно, то после завершения реформы они еще год будут получать зарплату из средств краевого бюджета, вообще ничего не делая. Кстати, "золотые парашюты" для руководителей тоже предусмотрены краевым законом.

Если район не заходит в реформу, тот стагнирует еще пару-тройку лет. Федерация будет продолжать изымать полномочия и деньги из поселений, где нет нормальных предприятий и где преобладает население пенсионного возраста, и передавать их на уровни регионов и районов. И мы все равно придем к ликвидации поселенческих органов власти за ненадобностью. Но к тому времени никаких бонусных миллионов под реформирование уже не будет. Никаких "золотых парашютов" и гарантий трудоустройства муниципальных руководителей в территориальные отделы администрации городского округа тоже не будет. А любая наша попытка заступиться за поселенческий уровень власти будет упираться в отсутствие бюджетных возможностей на его содержание.

В общем, выбор - реформироваться или сидеть на паузе - за главами и депутатами. Ждать осталось недолго. Деньги надо брать пока дают. Кто не успеет, тот потеряет все.


Вернуться в начало раздела